Компетентностный формат результатов обучения

Использование компетентностного подхода в современном высшем образовании усиливает акцент на результатах обучения.

Признанный авторитет в области модернизации европейского образования С. Адам, проведя анализ различных определений понятия "результаты обучения" ("learning outcomes"), пришел к следующему заключению: во всех случаях речь идет о письменной формулировке того, что успешный студент или обучающийся, как ожидается, будет в состоянии делать по итогам обучения. Общим во всех определениях является один ключевой аспект: стремление к большей точности рассмотрения того, что именно (в терминах знаний, умений и (или) компетенций) приобретает обучающийся при успешном завершении некоторого отрезка обучения. Важно, что результаты обучения связаны с достижениями обучающегося, а не с намерениями преподавателя, выражением которых являются цели обучения.

Таким образом, в современном образовании осуществляется переход от традиционных способов измерения и отражения результатов обучения, для которых характерна сфокусированность "на входе" (например, количество учебных часов или набор дидактических единиц, который должен быть преподан), к методам, ориентированным "на выход" (использующим результаты обучения и компетенции, которые должны быть сформированы). Иными словами, происходит перенос акцента с содержания (что преподают педагоги) на результат (что студент будет в состоянии делать) [2. С. 102, 111]. В этом заключается одно из центральных изменений в образовательном процессе, связанное с введением компетентностного подхода.

По сравнению с традиционными методами разработки образовательных программ, ориентация на результаты обеспечивает значительную гибкость процесса обучения, когда различные траектории последнего могут вести к сравнимым результатам, которые легче поддаются учету в других программах и могут стать основанием для зачисления на программу следующего цикла. Концепция сопоставимости результатов обучения позволяет не нарушать автономию других учебных заведений и образовательных культур. Как видим, данный подход способствует разнообразию – как в рамках одного образовательного института, страны, Европы или мира, так и в рамках одной образовательной программы [200. С. 18].

Проект TUNING выделяет два вида результатов обучения: минимальные требования, которые определяют необходимый уровень для получения кредитов по данному курсу, и ожидаемые результаты обучения (intended learning outcomes), т.е. те результаты, достижения которых в терминах компетенций ожидают преподаватели от типичного (среднего) учащегося. Ожидаемые результаты обучения, по-видимому, более соответствуют традициям преподавания и обучения в большинстве европейских стран [200. С. 56].

Приведем три конкретных примера, иллюстрирующих использование компетентностного формата для представления ожидаемых результатов обучения.

1) Пример предметно-специализированной компетенции в области истории: "Обучающийся может продемонстрировать способность правильно комментировать и аннотировать тексты и документы в соответствии с правилами критики, принятыми в данной области".

2) Пример предметно-специализированной компетенции в области физики: "Обучающийся может описать и объяснить принципы действия основных устройств оптоэлектроники; оптических стекловолокон; жидкокристаллических дисплеев; биполярных и поверхностных полевых транзисторов и светодиодов МОП".

3) Пример общей компетенции: "Обучающийся может продемонстрировать эффективное владение навыками информационного поиска в отношении первичных и вторичных источников информации, включая компьютерный поиск в интерактивном режиме" [167. С. 219].