Лекция II. КОММУНИКАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

После изучения главы 4 бакалавр должен:

знать

• коммуникативные аспекты менеджмента;

• принципы управления коммуникациями;

• информационное ОГЛАВЛЕНИЕ менеджмента;

• факторы власти, партнерства и сотрудничества в системе коммуникаций;

уметь

• определять негативные и позитивные проявления отношений в организации;

• анализировать систему коммуникаций и информационного обеспечения менеджмента;

• осуществлять совершенствование отношений сотрудничества в организации;

• регулировать информационное обеспечение менеджмента;

владеть

• организационными приемами осуществления партнерских отношений в организации;

• методами эффективной работы с информацией.

Давайте задумаемся

Как возникают коммуникации и какую роль они играют в деятельности человека? Насколько разнообразны коммуникации? Какова роль информации в формировании коммуникаций? Можно ли управлять коммуникациями и зачем? Как реализуется управление коммуникациями? Почему управление коммуникациями выступает как одна из ценностей в менеджменте? Какие скрытые факторы существуют в коммуникациях?

Коммуникации в организациях

Формирование коммуникаций

Понятие "коммуникации" характеризует отношения между людьми, точнее, их связи в процессе совместной деятельности. Средством установления некоторых видов коммуникаций является информация.

Без коммуникаций невозможна совместная деятельность людей, как невозможно и управление совместной деятельностью. Воздействие на деятельность человека осуществляется благодаря коммуникациям. Характер существующих коммуникаций в значительной степени определяет вид и эффективность воздействия.

Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности, но они отражают одну из ценностей человека. Благодаря коммуникациям человек имеет возможность самовыражения, обогащения своего опыта, оценки своих идей и мыслей, самоутверждения.

Коммуникации – это общение людей, которое включает обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией.

Без коммуникаций невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация выступает как необходимое условие функционирования организации (схема 4.1).

Схема 4.1. Принципы регулирования коммуникаций в процессах менеджмента

Управление, с одной стороны, опирается на существующие и сложившиеся коммуникации, с другой – формирует те коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление.

Существуют два аспекта коммуникаций – информационный и личностный. Первый характеризует процессы движения информации, второй – взаимодействия личностей. Они теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникации строятся не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.

Вспомним детскую игру в испорченный телефон. Сообщение, проходя по цепочке индивидуальных передач, искажается до неузнаваемости. Причин такого искажения может быть множество: неправильное понимание, сокращение, намеренное искажение и пр. При этом искажение информации может "разрывать" коммуникации, а может и укреплять их.

Аналогичные процессы происходят и в любой группе совместного труда. Но степень и характер искажения информации здесь, помимо всего прочего, зависят и от управления.

Понятие "коммуникация" соединяет в себе четыре аспекта совместной деятельности людей: движение информации, процесс управления, отношения в организации и отношение индивидуума к цели управления и управленческим решениям. Менеджер распределяет информацию и определяет порядок ее движения, влияет на отношение индивидуума как к информации, так и к управлению и другим индивидуумам.

? Полемическое суждение

Понятие "коммуникация" можно полностью отождествить с понятием "информация". В практическом менеджменте рассматривают коммуникацию как следствие информационного обеспечения управления. Передача информации – это и есть коммуникации.

! Ответное суждение

Коммуникации – это явление социально-экономического плана, явление существа человека и его отношений с другими людьми, функционирования сознания и осуществление деятельности. Коммуникации отражают такие понятия "неинформационного содержания", как долг, ответственность, ценности, интересы, установки, опыт, интуиция и др.

Именно они лежат в основе коммуникаций и определяют их характер, особенности, тип, роль в совместной деятельности.

Информация – это лишь внешнее проявление коммуникаций или их результат. Информация возникает, существует и передается благодаря коммуникациям. Они опосредуются информацией, но не тождественны ей. Связи отражают интересы и ценности, стремление совместно выполнить работу, это и рождает, и питает информационные потоки в группах совместного труда.

То, что коммуникации не являются только и исключительно информацией, не значит, что коммуникации можно противопоставить информации или понимать в отрыве от нее. Безусловно, информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и группы людей. Без информации невозможно было бы установление связей. Она выступает как средство коммуникаций. В этом ее роль и значение.

Понимание коммуникаций в качестве связей, в основе которых лежат интересы и ценности, имеет большое практическое значение. Менеджер, занимающийся только диспетчированием информационных потоков, распределением и перераспределением информации, никогда не будет иметь успеха в своей деятельности. Ведь для отбора и поиска информации надо понимать, что интересы соединяют людей. Информация "работает" тогда, когда она воспринимается в соответствии с определенными интересами, когда она понимаема и принимаема, в том случае, если отражает интересы.