Задачи банков, финансово-бухгалтерских и аудиторских служб в области соблюдения налогового законодательства

Банки и другие кредитные учреждения несут обязанность в области налогового законодательства в соответствии со ст. 60 Н К РФ.

При открытии счета предприятию или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банки обязаны проверить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В 5-дневный срок банк сообщает в этот налоговый орган об открытии или закрытии налогоплательщику счета и представляет справки об этом.

Непредставление байками по запросу налоговых органов справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет за собой штрафные санкции.

Налогоплательщик или налоговый агент передает в банк платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет. Кредитное учреждение в целях удовлетворения всех предъявленных клиенту требований проводит списание денежных средств с его счета в порядке очередности, установленном п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Поручение на перечисление налога исполняется банком в течение операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, причем плата за обслуживание таких операций не предусматривается. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не имеют права задерживать исполнение поручений на перечисление налогов.

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банков платежных поручений налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет и внебюджетные фонды к банковским учреждениям применяются финансовые санкции в виде пеней за просрочку платежей. Неоднократное нарушение указанных обязательств в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

На предприятиях и в учреждениях налоговая работа возложена на финансово-бухгалтерскую службу, за которую отвечает руководитель юридического лица.

Финансово-бухгалтерские службы обязаны:

• своевременно и правильно рассчитывать налоговые суммы, взимаемые с юридических лиц, а также сумму налога на доходы с физических лиц, работающих на данном предприятии, учреждении;

• своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. До наступления срока платежа налога юридическое лицо должно сдать в банк платежное поручение на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

• представлять налоговым органам сведения, необходимые для исчисления, удержания и приема налогов. В случае непредставления, несвоевременного представления, или представления в неполном объеме предприятиями необходимых сведений налоговым органам, или представления искаженных фактов руководители привлекаются к административной ответственности.

Финансово-бухгалтерский аппарат юридического лица испытывает большие трудности при исчислении налоговых сумм из-за сложности налогового законодательства, постоянных его изменений, несвоевременного получения налоговой информации, а также в результате недостаточной квалификации работников сферы налогообложения.

Аудиторская деятельность также связана с налоговыми отношениями. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

В отличие от ревизии и контроля аудит обеспечивает не только проверку достоверности показателей, но и разработку предложений по оптимизации расходов и увеличению прибыли. По существу, аудит — это своеобразная экспертиза бизнеса.

Помимо проверок аудиторская деятельность включает в себя оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.

В России проводится работа по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам. Предпринята попытка создания института аудита в России. Только в 1987 г. была создана первая хозрасчетная фирма АО "Инаудит", занимающаяся аудиторскими проверками, консультированием совместных предприятий но налогообложению и другими вопросами. В настоящее время созданы и успешно функционируют более 3000 аудиторских фирм. Кроме аудиторских фирм аудитом занимаются и частно практикующие аудиторы-предприниматели.

Различают внешний и внутренний аудит. Преобладает внешний аудит, цель и основные задачи которого изложены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Особенностями ведения аудиторской деятельности являются:

• независимость и объективность при проведении проверок. Независимость обусловлена тем, что аудитор не является сотрудником государственного учреждения и не подчинен контрольно-ревизионным органам. Объективность обеспечивается профессиональной подготовленностью аудитора, большим практическим опытом;

• конфиденциальность. Аудитор не представляет никакому органу информацию о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта;

• профессионализм и компетентность. Аудитор должен иметь высокую квалификацию;

• применение методов статистики и экономического анализа, что позволяет осуществлять проверки на высоконаучном уровне;

• применение новых информационных технологий;

• ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами в целях объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит — независимая деятельность организаций по проверке и оценке работы в интересах руководителей. Его цель — помочь сотрудникам организаций эффективно выполнять свои функции. Он проводится аудиторами, работающими непосредственно в данной фирме.

Внутренний аудит может быть добровольным (инициативным), по решению руководства предприятия или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.