Коммуникаторы: безличные и индивидуальные

Итак, как мы выяснили, творческая деятельность журналиста по созданию газетных текстов может быть ограничена некоторыми индивидуально-личными, социально-культурными, профессионально-этическими, собственно творческими, экономическими и другими рамками. Поскольку внутри именно этого "пространства", в зависимости от обстоятельств, журналист и должен обеспечить контакт с читателем или аудиторией в целом, то и моделирование его деятельности или деятельности редакционного коллектива необходимо начать с анализа этих ограничений, объективно присущих любому виду творческого самовыражения.

Говоря о коммуникации в узком смысле слова, можно определить ее как процесс обмена информацией. Однако при таком подходе фиксируется лишь одно направление потока информации – от журналиста к аудитории читателей. Вместе с тем в условиях массово-коммуникационного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Этот аспект всегда интересовал как исследователей журналистики, так и журналистов-практиков. Но социально-психологические факторы деятельности СМИ чаще всего остаются вне внимания как первых, так и вторых. Связано это, конечно, прежде всего с трудностью проведения подобных исследований, с неотработанностью методик, которые могли бы без труда освоить и сами журналисты городских и районных газет.

Предлагаемая методика для создания социально-психологической модели газеты как коммуникатора, или "безличного" коммуникатора, была нами реализована в применении к трем электронным СМИ и к шести газетам разного типа – областной, трем городским и двум многотиражным. По отзывам самих журналистов, сообщенные им результаты исследований помогли точнее определить содержательную модель газеты, скоординировать информационную политику издания, наметить конкретные перспективы.

Для примера сравним результаты, полученные при анализе городской газеты "Искра" (г. Лысьва, Пермский край) и многотиражной – "Тагильский металлург" (г. Нижний Тагил, Свердловская область). В том и в другом случае были контекстуально изучены публикации за полугодие. В общей сложности было проанализировано 936 публикаций различных жанров. Для "чистоты эксперимента" часть из них была исследована с применением метода контент-анализа, были также опрошены эксперты из числа журналистов данных коллективов и из газет соседних городов.

Итак, социально-психологическая модель газеты как коммуникатора складывается из пяти составляющих.

Во-первых, общая характеристика публикаций за конкретный период времени должна отражать две основные тенденции развития практической деятельности творческого коллектива: как учитываются социально-демографические качества аудитории и есть ли вообще возможность делать какие-то поправки на индивидуально-личностные характеристики потенциальных читателей. Наше исследование, в частности, показало, что вышеназванные газеты в адресных публикациях отдают предпочтение прежде всего "женщинам", "пенсионерам", "молодежи". В то же время количество "безадресных" публикаций, как показало в дальнейшем исследование, почти вдвое больше по сравнению с областной газетой.

Учет же индивидуально-личностных характеристик потенциальной аудитории, к которым мы относим уровень и тип образования, опыт прошлой и настоящей профессиональной деятельности, социальный статус и т.д., был сфокусирован на таких условно введенных нами доминантах, как "среднее образование", "жители города", "вкладчики денежных средств", "покупатели". Как видим, диапазон потенциальных адресатов достаточно узок. Но именно они и только они были представлены статистически полно на страницах газет в данный период.

Кстати, наши исследования, как в этом случае, так и при анализе социально-психологических моделей других газет как коммуникаторов (областная "Новый мир", г. Курган, городские "Маяк Приуралья", г. Чернушка, Пермская область, "Сургутский вестник", г. Сургут, Тюменская область, "Красное знамя", г. Касли, Челябинская область), позволили выделить и такую тенденцию: газеты практически перестали обращаться конкретно к таким группам своей аудитории, как одинокие люди среднего возраста; интеллектуалы, для которых личное благосостояние – отнюдь не главное в жизни; патриоты "малой" родины и т.д. и т.п. То есть мы называем только несколько возможных направлений взаимодействия с совершенно реальными группами потенциальных читателей. Любое социологическое исследование читателей каждой из этих газет, да и всех других газет, даже при самой минимальной выборке позволит конкретизировать список.

Во-вторых, данная модель предполагает учет и такого фактора, как отражение собственно психологических и коммуникативных качеств аудитории СМИ. Насколько, к примеру, учитывается тип личности потенциального реципиента, особенности его характера? Или свойства памяти, мышления, воображения? Психологи все чаще говорят о том, что сегодня в пашем обществе существует ряд причин, отрицательно влияющих на прежде всего психическое здоровье нации. Это и нарастающая межчеловеческая изоляция на фоне избыточной информации, и стрессы, вызванные экономической нестабильностью, и ослабление института семьи, и полнейшая "легализация" алкоголя и алкогольных традиций в самых различных вариациях, и многое другое. Эмоциональная сфера становится доминирующей, причем даже менее контролируемой, так как личность меньше, чем прежде, сдерживается рамками каких-либо идеологических организаций, рамками воспитания, авторитетами и т.п. Без достаточной критики устанавливаются различные мифы, идеи, образцы поведения, демонстрируемые СМИ.

Тем не менее индивид рано или поздно начинает предпринимать какие-либо действия, рассчитанные на приобретение "иммунитета" против различного рода влияний, "разрушающих" ее. Но человек сможет сам принять решение только в том случае, если будет подготовлен к этому – в том числе и самими газетами (если, конечно, они не ставят манипулятивность воздействия во главу своей политики). Кстати говоря, профессиональные эксперты подтвердили в опросе данную тенденцию: читатели под доверительностью взаимоотношений с отдельными журналистами и со СМИ в целом понимают прежде всего "возможность получать ответы на самые сокровенные свои вопросы".

С этой точки зрения журналисты анализируемых нами газет действовали весьма непоследовательно. К примеру, в анализируемый период были представлены отдельные публикации, адресованные лишь группам подростков-наркоманов и потенциальным самоубийцам, а также перепечатки из других (как правило, центральных) изданий и из сети Интернет. Будто в их городах нет талантливых психологов, способных популярным языком поговорить о насущных проблемах бытия, или нет героев, преодолевших физическое или нравственное нездоровье во имя каких-нибудь социально значимых целей? Что же касается учета редакционными коллективами коммуникативных качеств потенциальной аудитории, то здесь обнаружилась Вперед картина: более 40% публикаций, которые хотя бы с натяжкой можно отнести к этой группе, были откровенно развлекательного (чаще просто досугового, игрового) характера.

В-третьих, мы также включаем в социально-психологическую модель коммуникатора такие понятия, как апеллирование к социально-гражданским качествам личности, аудитории в целом, учет общих субъективных характеристик индивидуумов (таких, к примеру, как мировоззренческие, политические, идеологические ориентации и установки, в которых отражается отношение людей, аудитории в целом к себе и своему месту в обществе).

Социальная ответственность, объективность, патриотизм, диапазон принятия плюрализма мнений, существующих в обществе, в "Тагильском металлурге" находили отражение лишь в публикациях, рассказывающих о жизни родного предприятия: в историческом плане или в воспитательном. Лысьвенские журналисты нашли весьма перспективную форму реализации на практике плюралистического подхода в оценке весьма неординарных событий – "Пресс-клуб". Данная форма работы существует в редакции уже почти десять лет. На "заседания" журналисты приглашают представителей различных партий, движений, руководителей самого различного ранга, просто собеседников, которые могут интересно и компетентно ответить на трудные вопросы. Но, в отличие от телевизионных "собратьев", растиражированных в жанре ток-шоу, их клуб отнюдь не предполагает даже чисто внешне эмоциональное "осуждение" той или иной точки зрения, не укладывающейся в рамки устоявшихся.

В-четвертых, мы выделяем группу профессионально-творческих качеств, демонстрируемых журналистом (в нашем случае – теми, кто выступает на страницах городских и районных газет). Здесь, собственно говоря, речь может идти о широком диапазоне творческой активности. Но мы выбрали лишь два аспекта из числа тех, что пока не затрагивались нами при анализе – умение ориентироваться в обстановке, оперативность и компетентность, а также степень профессиональных умений и навыков, способность к максимальной творческой реализации журналистов.

Благодаря методу моделирования в данном случае явными становятся как творческие удачи редакционных коллективов, так и промахи. Ибо система соотнесения профессионально-творческих качеств журналиста, допустим, с индивидуально-личностными характеристиками его потенциальных читателей, или с их внутренними характеристиками позволяет достаточно точно рассчитать эффективность взаимодействия.

В-пятых, в связи с этим логически оправданным является и выделение социальных ролей, которые берет на себя журналист при конкретном взаимодействии с читателем.

Именно социально-ролевое участие индивида в медиадеятельности, на наш взгляд, становится все более актуальным в информационную эпоху, поскольку сегодня нередко можно говорить о дуалогическом (дословно – "двое говорят"), а не диалогическом режиме общения журналистов с аудиторией. Основной характеристикой дуалогической организации речи или данного рода текстов является отсутствие диалогического единства – смыслового, тематического, посткоммуникационного. При этом обмен субъектов высказываниями, репликами, мнениями даже не предполагает, что каждое последующее из них зависит или хотя бы как-то логически связано с предыдущими. Информация многих традиционных массмедиа – даже при внешне заявленном "сугубо нейтральном" (декларирование тезиса о независимости!) подходе к организации деятельности – на практике оказывается либо опосредованной чьим-либо мнением, либо комментированной, либо акцентированной.

Как показывает опыт, предлагаемая нами методика формирования творческой социально-психологической модели газеты или любого электронного СМИ как коммуникатора позволяет журналистским коллективам иметь достаточно эффективный, достоверный индикатор обратной связи.

Модель индивидуального коммуникатора (конкретного журналиста или любого другого человека, использующего СМИ для доведения до аудитории информации определенного рода) включает те же самые пять параметров. Но в данном случае речь идет об учете социально-демографических качеств отдельной личности, индивидуальных ее характеристиках, а также психологических и коммуникативных параметрах. А учет общих субъективных социально-гражданских качеств, анализ профессионально-творческих характеристик, описание выбранной коммуникатором социальной роли производятся в рамках описанных выше методик (см. главу 4).

Разработанные модели эффективной массово-коммуникационной деятельности, безусловно, не являются исчерпывающими. Они зачастую ситуативны по содержанию, по достаточно стабильны по форме и позволяют объяснить или описать различия в эффективности взаимодействия коммуникаторов с различными группами аудитории читателей. Для этого достаточно сравнить качества, характеризующие того или иного коммуникатора, с "эталонными". Подчеркнем многозначность термина "эталонность". Он является таковым для отдельной, четко выделяемой (с точки зрения, например, маркетингового подхода) и описанной группы аудитории газеты. Причем и в этом случае "эталонность" ситуативна и зависит, как мы говорили, от многих характеристик, прежде всего, социально-психологического уровня.