Коммуникативная культура профессионала

Индивид преобразуется в личность в процессе осуществления коммуникативных актов, в которых развиваются его субъектность, самость, индивидуальные свойства и качества. Это процесс противоречивый, в нем происходит перевод объективного в субъективное, социального – в личностное, а точнее – в индивидуальное, присвоение объективного личностью. Тем самым человек входит в мир культуры: процесс общения является процессом окультуривания человека, освоения индивидом ценностей культуры. Хотя этот процесс объективен, но, разумеется, эффективность его возрастает при условии наличия определенного уровня коммуникативной культуры как в обществе в целом, так и у отдельных субъектов коммуникации. Важнейшими критериями коммуникативной культуры можно считать наличие и развитость коммуникативных умений, и прежде всего умения слушать и слышать.

Умение слушать, адекватно воспринимать и интерпретировать услышанное вырабатывается далеко не сразу и, конечно же, не у всех, хотя это умение – важнейший показатель и профессиональной культуры, особенно в профессиях группы "человек – человек" (по терминологии Е. А. Климова). В этой связи уместно процитировать выдающегося американского психолога Абрахама Маслоу: "Умение пассивно воспринимать – это критерий, по которому хорошего психолога отличают от плохого, к какой бы школе они не принадлежали". Еще сложнее обстоит дело с умением слышать. Практически каждый, кто хотя бы раз смотрел по телевизору какие-либо дебаты, особенно предвыборные, мог убедиться в том, что собеседники не слышат друг друга; отвечают не на тот вопрос, который задан; каждый существует сам по себе, не воспринимает логики мысли и аргументов партнера по общению.

В общении важна альтруистская направленность партнеров, в которой проявляется бескорыстное стремление одного человека к другому, желание открытости и добра. Без такого стремления трудно, а может быть, и невозможно вовсе установить контакт. Без доверия к партнеру, проявляющегося в коммуникативном акте, невозможно заключить сделку между бизнесменами, принять совместную программу действий, убедить другого пойти на уступки ради его же выгоды и т.п.

В число необходимых условий современной жизни входит толерантность, терпимость к мнениям, вкусам, позициям других людей; это один из критериев коммуникативной культуры. Плюрализм мнений невозможен без толерантности. Без нее идея множественности истин, утверждаемая В. Д. Шадриковым в его философских и педагогических работах, остается пустым звуком и не получит поддержки и развития, а ведь идея множественности истин находит свое подтверждение буквально ежечасно. Но человек, нетерпимый к противоположному мнению, будет ортодоксально стоять на своем, единственном понимании какого-либо явления и факта и не услышит аргументов другой стороны.

Готовность, стремление к компромиссу, умение его достигать, не поступаясь главным, – несомненно, существенная черта коммуникативной культуры профессионала. В этом качестве коммуникации проявляется равенство субъектов. Чтобы общение людей при их социальном и индивидуальном различии было взаимодействием равных субъектов общения, необходимо стремление и готовность к уступкам, иначе не достичь единомыслия и единодействия.

Еще одним немаловажным критерием коммуникативной культуры следует признать гуманистическую направленность субъектов общения, проявляющуюся в ориентации на человека как цель, а не как средство; принятие партнера по общению как данность, целостность, а не как функцию. В профессиональной деятельности данное качество проявляется в целостном восприятии субъекта общения со всеми его личностными и индивидуальными особенностями и проявлениями, а не только как носителя той или иной производственной обязанности. И, конечно же, гуманистическая направленность не существует без свободы и не представима без нее. Свобода выбора круга людей, способов взаимодействия с ними, выбор линии поведения в общении – необходимые условия гуманного акта коммуникации, без которого нет основания говорить о культуре общения.

Одним из проявлений коммуникативной культуры профессионала, к какой бы сфере он ни принадлежал, можно считать и умение реагировать на юмор, пользоваться им в общении с сослуживцами. "Заставить рассмеяться аудиторию – это значит наполовину убедить ее в своей правоте" (Д. С. Лихачев). В основе юмора лежит умение посмотреть на себя со стороны, т.е. рефлексия, но посмотреть с некоторой долей иронии. Это умение дорогого стоит, потому что бережет нас от неврозов. Чрезмерная серьезность во всем вредит, ибо, как справедливо заметил герой знаменитого телефильма, "...умное лицо еще не признак ума. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица".

Американские авторы С. Меткалф и Р. Фелибл в книжке "Юмор – путь к успеху" (СПб., 1997) предлагают своеобразную таблицу различий доброго и злого юмора. По их мнению, добрый юмор объединяет людей в понимании сложностей и ответственности, не ищет виноватых, смеется над собой, а не над другими; помогает найти решение, во всяком случае, этому способствует; снимает напряжение, укрепляет уверенность в своих силах и радует всех вокруг. Следует, пожалуй, добавить и такую функцию доброго юмора, как способствование снятию стресса и вообще укреплению здоровья. Способность пошутить перед лицом опасности или угрозы, в неординарной, форс-мажорной ситуации свидетельствует о душевном здоровье человека. По, конечно, культура проявляется в чувстве меры, и человек, готовый шутить всегда и везде, воспринимается в коллективе скорее негативно.

Без чувства меры даже интересный поначалу собеседник становится навязчивым и надоедливым болтуном. В свою очередь, без развитой эмпатии и рефлексии не может быть и речи о чувстве меры в общении. Очевидно, что в выработке и развитии коммуникативной культуры все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, отсутствие или недостаточная выраженность одного из них заметно ослабляет и снижает эффективность других. Чтобы человеческое общение стало роскошью (А. де Сент-Экзюпери), надо с детских лет формировать и все последующие годы развивать свою коммуникативную культуру.