Комитет против пыток

Комитет против пыток был создан в 1987 г. в соответствии с положениями Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1985 г.

Членство и организация работы

Комитет СОСТОИТ из 10 экспертов, действующих в личном качестве и избираемых государствами - участниками Конвенции на их совещаниях, которые проводятся раз в два года. Должное внимание при избрании уделяется справедливому географическому распределению и целесообразности участия лиц, имеющих юридический опыт. Кроме того, государства-участники учитывают целесообразность выдвижения лиц, которые являются также членами Комитета по правам человека (см. выше) и изъявляют желание работать в Комитете против пыток.

Члены Комитета должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Каждое государство имеет право выдвинуть не более одного кандидата из числа своих граждан.

Избрание осуществляется на четырехлетний срок прямым тайным голосованием. Члены Комитета имеют право быть переизбранными при повторном выдвижении их кандидатур. Каждые два года избирается по 5 экспертов. В случае досрочного прекращения полномочий государство-участник предлагает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок. Его кандидатура утверждается по "процедуре молчания" - считается одобренной, если половина или более государств-участников не возразили в течение шести недель после получения информации о предлагаемом назначении от Генерального секретаря ООН.

Комитет избирает должностных лиц (председателя, трех заместителей и докладчика) сроком на два года с возможностью повторного избрания, а также устанавливает собственные правила процедуры. Конвенция устанавливает, что шесть членов Комитета образуют кворум, а решения принимаются большинством голосов присутствующих экспертов.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляется Генеральным секретарем ООН, который обеспечивает необходимый персонал и условия для эффективного осуществления Комитетом его функций.

Комитет проводит в Отделении ООН в Женеве две четырехнедельные (до 2011 г. - трехнедельные) сессии в год. Предусмотрена также возможность созыва специальных сессий по инициативе большинства членов Комитета или в случае обращения государства - участника Конвенции.

Ежегодно Комитет представляет доклады по итогам своей работы Генеральной Ассамблее ООН и государствам - участникам Конвенции.

Как и другие договорные органы. Комитет против пыток рассматривает доклады стран - участниц Конвенции о принятых мерах по осуществлению обязательств по ней. Первый доклад государства обязаны представить в течение одного года после вступления Конвенции в силу для них; последующие - раз в четыре года или по запросу Комитета.

Комитет заблаговременно (как правило, за год) составляет список государств, доклады которых будут рассматриваться на его предстоящих сессиях. По каждой стране назначаются два докладчика из числа членов Комитета. На основании доклада, предыдущих заключительных замечаний и рекомендаций, а также информации из альтернативных источников (ООН и ее органы и механизмы, региональные контрольные процедуры в области прав человека, национальные правозащитные учреждения, неправительственные организации и т.д.) они готовят список дополнительных вопросов. Список публикуется и загодя препровождается заинтересованному государству, которое должно направить письменные ответы на них.

Рассмотрение докладов Комитет, как и другие договорные органы, проводит в ходе регулярных сессий в формате интерактивного диалога с представителями государства-участника. По итогам диалога формулируются заключительные замечания и рекомендации, которые затем препровождаются заинтересованному государству.

В отдельных случаях Комитет может потребовать у подотчетного государства направления информации об исполнении отдельных рекомендаций в течение года. В таких случаях один из экспертов назначается докладчиком, который берет этот вопрос на контроль.

Доклады, дополнительные вопросы, ответы на них, заключительные замечания и комментарии государств публикуются в Интернете. Доклады, кроме того, препровождаются Генеральным секретарем ООН всем участникам Конвенции.

Другой важной функцией Комитета является проведение конфиденциальных расследовании по обоснованным данным о систематическом применении пыток на территории страны - участницы Конвенции. По получении такой информации Комитет предлагает заинтересованному государству сотрудничать в ее рассмотрении и представить свои замечания. Затем Комитет может назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования. С согласия заинтересованного государства расследование может включать посещение его территории.

По окончании расследования Комитет направляет государству его результаты, а также собственные замечания и предложения. После консультаций с заинтересованным государством Комитет может принять решение о включении краткого отчета о результатах работы в свой ежегодный доклад.

По аналогии с некоторыми другими договорными органами Комитет против пыток может рассматривать сообщения государств - участников Конвенции о том, что другие государства-участники не выполняют своих обязательств но ней. Условием запуска этой процедуры является признание соответствующей компетенции Комитета обоими заинтересованными государствами.

Сообщения рассматриваются в конфиденциальном порядке. Комитет оказывает добрые услуги в целях дружественного разрешения вопроса на основе уважения обязательств, предусмотренных в Конвенции. С этой целью Комитет может при необходимости учредить специальную согласительную комиссию.

На практике эта процедура ни разу не задействовалась.

Конвенция предусматривает и полномочия Комитета рассматривать индивидуальные сообщения о нарушениях государством-участником ее положений. Соответствующая статья Конвенции носит факультативный характер: государства-участники могут в любое время заявить о признании компетенции Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени.

По получении сообщения Комитет определяет его приемлемость. Основными критериями таковой являются определенность автора, совместимость с положениями Конвенции и отсутствие злоупотребления правом на подачу сообщений. Все сообщения, отвечающие этим критериям, доводятся до сведения заинтересованного государства.

Комитет не принимает сообщения к рассмотрению до тех пор, пока не убедится в исчерпании всех внутренних средств правовой защиты (за исключением случаев, когда применение этих средств неоправданно затягивается или вряд ли окажет эффективную помощь жертве нарушения), а также в том, что сообщение не рассматривается и не рассматривалось по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования.

Рассмотрение проводится в закрытом формате с учетом информации по существу от заявителей или их представителей и заинтересованного государства. По его итогам Комитет направляет свои мнения обеим сторонам.

Определенными полномочиями Комитет наделен в соответствии с вступившим в силу 22 июня 2006 г. Факультативным протоколом к Конвенции. Комитет рассматривает ежегодные доклады Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, имеет право выступать с публичными заявлениями или обнародовать отдельные доклады Подкомитета в случае отказа государства - участника Протокола сотрудничать с последним. Также Комитет имеет право продлить с 3 до 5 лет период отсрочки исполнения государством-участником своих обязательств по некоторым положениям Протокола.

Как и многие другие договорные органы. Комитет издает замечания общего порядка по вопросам разъяснения или применения отдельных положений Конвенции. По состоянию на конец 2011 г. их выпущено всего два. Другой формой выражения мнения Комитета являются публичные заявления по актуальным вопросам, имеющим отношение к претворению в жизнь положений Конвенции. Эти заявления делаются как собственно Комитетом, так и совместно с другими органами ООН или договорными органами.

В 2007 г. Комитет впервые внедрил факультативную процедуру составления докладов, согласно которой заинтересованное государство готовит доклад с учетом замечаний и вопросов, заблаговременно направленных Комитетом. Тем самым совмещаются этапы представления периодического доклада и ответа на дополнительные вопросы. В 2010 г. аналогичная процедура была принята и Комитетом по правам человека.