Коллизионное регулирование частноправовых отношений международных организаций

Ранее было принято считать, что личный закон международных организаций как субъектов гражданских правоотношений определяется на основе теории оседлости: международная организация - юридическое лицо права того государства, на чьей территории расположена ее штаб-квартира (НАТО - юридическое лицо бельгийского права, СНГ - юридическое лицо белорусского права, Совет Европы - юридическое лицо французского права).

В настоящее время в практике и доктрине господствует иная точка зрения. Международные организации возникают в рамках международного правопорядка и получают качество юридического лица на основе международно-правовых норм. Право, на основе которого возникает и действует международная организация, "должно иметь международный характер; им не может быть территориальное право местонахождения штаб-квартиры межправительственной организации или какой-либо другой системы муниципального права. В противном случае будет нарушен международный характер... организации... Персональное право... организации состоит из международных правил, применимых потому, что принципы их деятельности не могут быть подчинены какому-либо муниципальному праву как таковому". Доказательства правоспособности той или иной конкретной организации содержатся прежде всего в договоре о ее учреждении.

Международные организации создаются в целях удовлетворения общих интересов, не имеющих национального характера. Общие цели, для достижения которых создается международная организация, требуют исключить возможность контроля со стороны какого-либо государства. Подчинение организации национальному праву может рассматриваться как форма такого контроля. Полностью справедливой представляется точка зрения, согласно которой, несмотря на то что в международных договорах международные организации наделяются правами юридического лица, для определения их частноправовой правосубъектности неприменима коллизионная привязка к закону национальности юридического лица, равно как и сам термин "национальность".

В ГК Португалии установлена специальная норма "Международные коллективные лица" (ст. 34). Личным законом международных коллективных лиц является закон, указанный в конвенции, согласно которой они созданы, или в соответствующих уставах, а при отсутствии указания применяется закон страны, где находится главное место нахождения такого лица. Таким образом, применение какого-либо национального права как личного закона международной организации возможно, но только как субсидиарного права первой степени.

В Российской Федерации гражданско-процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ (п. 3 ст. 400 ГПК РФ). Толкование этой нормы позволяет утверждать, что личный закон международной организации определяется не по праву страны места нахождения штаб-квартиры организации, а на основании международно-правовых актов.

В настоящее время частноправовая правосубъектность международных межправительственных организаций определяется их учредительными актами, соглашениями об условиях пребывания и международными договорами. Указание на право, подлежащее применению для определения цивилистической правоспособности и дееспособности ММПО, целесообразно рассматривать в качестве коллизионной привязки "личный закон международной межправительственной организации".

Однако личный закон "международных должностных лиц" (сотрудников международных организаций) определяется по их национальному праву. Например, в Мексике состояние и дееспособность физических лиц определяются правом их места жительства (ст. 13 ГК). Законным местом жительства лиц, которые пребывают в стране при осуществлении должностных функций для какой-либо международной организации, считается место жительства, которым они обладали до упомянутого назначения (ст. 31).

Проблема регулирования деятельности международной организации национальным правом какого-либо государства возникает в следующих случаях:

1) совершение гражданско-правовых сделок;

2) заключение трудовых контрактов;

3) представление документов организации в национальные компетентные органы.

Гражданско-правовые отношения международных организаций регламентируются посредством комбинированного правового комплекса. Составные элементы этого комплекса:

1) нормы международного публичного права (положения международных соглашений о месте пребывания штаб-квартиры организации);

2) внутреннее право международной организации (например, финансовые правила ООН);

3) положения национального права (как правило, страны места пребывания штаб-квартиры организации) - например, земельный кадастр.

Международные организации заключают разнообразные гражданско-правовые контракты: аренда и ОГЛАВЛЕНИЕ помещений, закупка канцелярских товаров и оборудования, поставка материалов и оборудования, перевод документов, использование услуг консультантов. Специфика этих договорных отношений - одной из сторон выступает международное юридическое лицо, защищенное иммунитетами.

В доктрине признается, что к сделкам с участием международных организаций применяются коллизионные привязки "закон места подписания акта" и "закон автономии воли". Однако эти традиционные коллизионные принципы в подобных сделках трактуются значительно шире, чем при заключении контрактов между национальными юридическими лицами. Права и обязанности международной организации как юридического лица определяются международным правом, поэтому коллизионное регулирование гражданских правоотношений с участием ММПО подчиняется не только национальному, но и международному праву.

В 1975 г. Комитет по контрактам Секретариата ООН разработал Типовые правила и образцы контрактов для международных организаций системы ООН. В специальном заключении Юридического отдела Секретариата ООН (2002) подчеркивается, что последней тенденцией в контрактной практике ООН "является стремление избежать, когда это возможно, ссылки на любое конкретно применяемое право, в особенности на любую внутригосударственную систему права". Наиболее приемлемой считается отсылка к внутреннему праву данной организации.

Форма и порядок заключения контрактов международными организациями определяются на основе внутреннего права организации. В соответствии с Типовыми правилами контракт должен быть подписан уполномоченным помощником главного должностного лица организации. В ООН таким помощником является глава Управления общего обслуживания. Им подписываются контракты на сумму до 10 тыс. долл. Сделки на сумму свыше этой заключаются с разрешения Комитета по контрактам ООН. Несоблюдение данных условий влечет недействительность контракта.

Генеральная коллизионная привязка договорных отношений - автономия воли сторон - широко применяется к сделкам с участием международных организаций. Организации вправе подчинять свои контракты любому национальному праву, избранному по соглашению с партнером. Ранее коммерческие контракты международных организаций содержали положения о применении законодательства страны места пребывания штаб-квартиры организации, или страны места подписания контракта, или права, избранного по желанию сторон.

В последнее время в международных организациях сложилась иная практика: организации стремятся избежать подчинения своих коммерческих контрактов национальному законодательству. Административные органы международных учреждений утверждают необходимость отказа от применения национального права. Согласно заключению Юридического отдела Секретариата ООН ни в Уставе ООН, ни в процедурных правилах ее органов, ни в международных договорах не содержится норм, указывающих на конкретную правовую систему, применимую к частноправовым сделкам ООН. Секретариат рекомендует всем организациям заключать гражданско-правовые соглашения на основе внутренних правил межправительственных организаций.

Современная контрактная практика международных организаций демонстрирует устойчивую тенденцию отказа от применения национального права и подчинения сделки международному праву, общим принципам права, общим принципам международного права, lex mercatoria.

Коллизионные вопросы "международных трудовых контрактов" решаются на основе уставов и внутренних документов международных организаций. Например, в ст. 101 Устава ООН подчеркивается: персонал ООН назначается Генеральным Секретарем согласно "Правилам о персонале Организации Объединенных Наций", утвержденным Генеральной Ассамблеей.

Отдельные положения "Правил о персонале Организации Объединенных Наций" включаются в международные соглашения. В Соглашение ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) с Ливией включен раздел, посвященный специалистам младшей категории. "Младшие сотрудники категории специалистов" на территории Ливии действуют на основе права ЮНЕП. На "младших сотрудников категории специалистов на период их назначения в Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде в качестве гражданских служащих распространяется действие Правил и Положении о персонале ООН".

Документы международных организаций принимаются в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в организациях. Документы не должны подвергаться редактированию, цензуре, отмене со стороны исполнительных, административных и судебных органов государств - членов этих организаций. В ст. 100 Устава ООН закреплено, что функции Генерального Секретаря (и возглавляемой им службы) носят международный и независимый характер. Данное положение включено в Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, в соглашения специализированных учреждений ООН с государствами-членами. Соглашения содержат формулировки о неприкосновенности документов международных организаций.

Международные организации обладают многими видами собственности: зданиями, имуществом, морскими судами, летательными аппаратами, автомобилями, банковскими вкладами, ценными бумагами. На это имущество не может быть наложен арест, оно не может быть конфисковано, национализировано, экспроприировано, реквизировано. Собственность международных организаций не подлежит публичной продаже или иным действиям подобного характера, предусмотренным национальным законодательством. Иммунитет собственности международных организаций предусмотрен во многих международных соглашениях: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН устанавливает, что имущество и активы ООН не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо иной форме вмешательства путем исполнительных, административных и судебных действий.

Соглашение ЭКОСОС с Ираком о штаб-квартире Экономической комиссии для Западной Азии декларирует "освобождение имущества ООН от обыска, конфискации, ареста, экспроприации; свободное открытие счетов в любом банке, обладание фондами в любой валюте; свободный ввоз и вывоз валютных средств; освобождение от налогов, таможенных сборов", ограничений на экспорт и импорт аудио- и видеотехники, аудио- и видеокассет.

В международных соглашениях оговаривается освобождение собственности международных организаций от налогообложения. Этому вопросу уделяется особое внимание: как правило, освобождению от налогообложения посвящается отдельный раздел соглашения. Соглашение ООН с Грецией, касающееся штаб-квартиры Сектора координации для плана действий в отношении Средиземноморья, предусматривает, что "активы сектора освобождаются от всех форм прямых налогов..." (ст. 8). Сектор координации освобождается от части косвенных и документальных налогов, регистрационных сборов, таможенных пошлин и сборов, ограничений на экспорт и импорт. В Соглашении закрепляется, что "Сектор может свободно закупать любую валюту по разрешенным каналам, держать и распоряжаться ею; производить операции по счетам в любой валюте; закупать по разрешенным каналам, держать и распоряжаться фондами, акциями и золотом; переводить свои фонды, акции, золото и валюту в Греческую республику и за ее пределы, в любую другую страну и из нее или в пределах Греческой республики". Правительство Греции берет на себя обязательство предоставлять наиболее благоприятные условия в отношении обменных курсов, банковских комиссионных при операциях обмена.

На практике имеют место довольно многочисленные нарушения иммунитета собственности международной организации - аресты банковских вкладов, ограничения, которые налагаются национальными таможенными службами на товары, импортируемые межправительственными организациями. В случаях нарушения иммунитета собственности международная организация делает заявление по дипломатическим каналам правительству государства-члена. Как правило, конфликт разрешается по взаимному согласию сторон без обращения к арбитражной или судебной процедуре1.

Право собственности международной организации закрепляется в договоре организации с государством ее места пребывания (соглашения между ООН и Швейцарией, между Францией и ЮНЕСКО). Международный характер собственности межправительственных организаций порождает специфические коллизионные проблемы. Исходное начало коллизионного регулирования права собственности, признанное и по отношению к имуществу международных организаций, - применение права места нахождения вещи. Однако международный характер собственности требует трансформации общей коллизионной привязки в специальные - место нахождения штаб-квартиры организации, место регистрации собственности, место нахождения вещи в международном районе. Такая трансформация традиционных коллизионных принципов означает применение к регулированию права собственности ММПО внутренних правил самой организации. Точно так же принято трактовать закон места заключения сделки - закон места заключения контракта в международном районе.

Согласно Соглашению между ООН и Правительством Швейцарии ООН владеет в Женеве (район Ариана) строениями, может возводить здания и сооружения для своих нужд, но право собственности на землю остается у кантона Женева. Другие организации - МОТ, ВОЗ, ВМО - в этом же районе владеют землей и строениями. ЮНЕСКО заключила договор с Правительством Франции о земельной аренде на 99 лет. Строения, возводимые на этой земле, принадлежат организации, которая имеет право заключать договоры субаренды, передавать часть земли другим специализированным учреждениям ООН, сдавать помещения внаем.

В недавнем прошлом доктрина утверждала, что коллизионное начало "закон места нахождения вещи" "полностью применяется к сделкам, в которых международная организация выступает как юридическое лицо. Если международная организация располагает собственностью и желает ее защитить, то она должна признать закон места нахождения вещи". Практика подчинения собственности организаций национальному праву на основе принципа места нахождения вещи была связана с вопросами правопреемства ООН собственности от Лиги Наций. Например, земля и здания в Женеве были зарегистрированы в Женевском земельном регистре как собственность Лиги Наций. В 1946 г. был оформлен протокол передачи этой собственности МОТ. Процедура передачи соответствовала швейцарскому праву, правовой статус недвижимостей МОТ также регулировался швейцарским правом.

В 1960 г. ВОЗ подписала Протокол о праве на владение строениями в кантоне Женева. В документах указывалось, что юридический статус собственности определяется по праву Швейцарии; арбитражное рассмотрение споров, связанных с этой собственностью, строится на основе швейцарского права и "общих принципов права". Указание о применении национального права страны места регистрации собственности международных организаций содержатся в договорах между МБРР, МВФ и штатом Нью-Йорк, ЮНЕСКО и Францией.

Во второй половине 1960-х гг. правовой режим собственности международных организаций изменился: из договоров организаций с государствами их места нахождения исключаются положения о применении национального права. В настоящее время большинство соглашений о штаб-квартирах международных организаций не предусматривает обязательного применения к гражданско-правовым соглашениям организаций и к их собственности национального права государства места нахождения штаб-квартиры (соглашения между ФАО и Италией, ИКАО и Канадой). В доктрине отказ от включения в договоры формулировок о применении национального права объясняется тем, что международные организации - это международные юридические лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами:

1. Собственность находится во владении или пользовании международного юридического лица.

2. Применение национального права противоречит положениям о международных иммунитетах, включенным во многие международные соглашения этих юридических лиц.

Международные организации обладают правом "искать и отвечать в суде" (ст. 104 Устава ООН). Наличие этого права подчеркивается в консультативных заключениях Международного Суда ООН (1949 г. - "дело Бернадотта" о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН). Предпочтение отдается разрешению споров путем обращения в международные правоприменительные органы. Международные организации практически не обращаются в национальные суды.

Обращение частных лиц в национальный суд с иском к международной организации влечет отказ в принятии иска (судебный иммунитет международной организации). Национальная судебная практика довольно единообразна: заявителю дается ответ, что суд не может принять иск к рассмотрению, так как международная организация обладает иммунитетом от рассмотрения исков гражданско-правового характера в национальных судах (решение гражданского суда Версаля по иску гражданина Шемидмена к Международному бюро мер и весов (1945); постановление Верховного суда Мексики по иску гражданина Диаса к Экономической комиссии для Латинской Америки (1953)). Обоснование отказа в принятии иска - формулировка о том, что суд не "обладает юрисдикцией в отношении спора в силу иммунитета организации".

Международные организации - это международные юридические лица, т.е. юридические лица особого рода, обладающие иммунитетами и создающие собственные правовые нормы. Эти нормы включаются в общую систему регулирования международных частноправовых отношений и оказывают модифицирующее влияние на действие традиционных коллизионных принципов. "Закон места нахождения вещи" может толковаться как "закон места нахождения вещи в международном районе". К регулированию правового положения такой собственности должны привлекаться правила международной организации. Привязка "закон места подписания контракта" может толковаться как "закон места подписания контракта в международном районе".

Договорные отношения международных организаций регулируются на основе закона автономии воли сторон. В отсутствие выбора применимого права коллизионное регулирование предполагает использование принципа наиболее тесной связи. Практика гражданско-правовых контрактов международных организаций свидетельствует, что в таких ситуациях принцип наиболее тесной связи имеет в виду международное право, внутреннее право организации, общие принципы права. Национальное право, определенное на основе критерия характерного исполнения или места нахождения вещи, применяется довольно редко.