Коллективность как феномен группы

Понятие "коллектив" (и его производные: "коллективизм", "коллективистическое самоопределение" и т.д.) было идеологически популярным в советский период времени. Л. С. Выготский в своих работах отмечал, что "социальная коллективность" заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ее члена и отвечает за реализацию полноценного развития личности. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом.

Под коллективом понималась максимально сплоченная группа, объединенная общностью благородной и социально прогрессивной цели и сознательностью устремлений. Соответственно, коллективизмом называли особое качество личности в социалистическом обществе, противоположное конформизму и нонконформизму, характерным для общества капиталистического.

Понятие "коллективность" часто употребляется как эквивалентное понятие "совместная деятельность". Ю. В. Платонов поясняет, что "совместность раскрывает форму организации деятельности, а коллективность является специфическим качеством, психологической характеристикой".

Коллективность – субъектный результат совместной деятельности в группе, который характеризует отношение ее членов к различным сторонам деятельности (трудовой, учебной, игровой и пр.).

Ю. П. Платонов выделяет девять социально-психологических показателей, характеризующих коллективность.

1. Инициативность характеризует преодоление членами коллектива определенных нормативных ограничений, неизбежных в любом виде деятельности; по своей сути близка к инновационной деятельности.

2. Заинтересованность в делах позволяет определить степень мотивирования членов коллектива в совместной деятельности, способствует реализации индивидуальных интересов при достижении целей совместной деятельности.

3. Дисциплинированность проявляется через отношения членов коллектива к нормативным ограничениям, целесообразности и справедливости требований правопорядка, к соблюдению правопорядка как ценности.

4. Ответственность раскрывается через совпадение интересов, возникающих в процессе коллективного трудового взаимодействия за результаты совместного труда.

5. Добросовестность обнаруживает соответствие реального поведения и деятельности членов коллектива в отношении к функционально-ролевым обязанностям, нормативным предписаниям, которые существуют в виде коллективных традиций, обычаев, групповых норм.

6. Требовательность выявляет степень активности принятия членами коллектива ценностно-нормативных предписаний, направленных на решение трудовых и социальных задач организации.

7. Бережливость и экономичность показывают единство социальной и хозяйственной сторон деятельности организации, проявляются опосредованно через отношения персонала к процессу и результатам своего труда и являются показателями его экономической воспитанности.

8. Критичность характеризует отношение к недостаткам у членов коллектива и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации трудовой деятельности, так и в межличностных отношениях.

9. Соревновательная активность определяет возможность каждого члена коллектива реализовывать себя в труде, проявлять самостоятельность, сравнивать свои результаты с результатами аналогичной деятельности других.

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

Степень проявления социально-психологических показателей коллективности обусловлена следующими психологическими условиями:

– устойчивостью основных интересов коллектива в трудовой и социальной деятельности;

– наличием развитых межличностных отношений;

– активным участием в трудовой и социальной деятельности;

– наличием в коллективе системы самоуправления и самоорганизации;

– наличием реальных соревновательных отношений и пр.

По мнению отечественных психологов, "всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом" (Я. Л. Коломенский, 1976).

Коллектив – группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально-ценной совместной деятельности.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива (а ближе к корпорации), тем больше возможностей она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

В отличие от отечественных социальных психологов американские исследователи редко обращаются к термину "коллектив". Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. В западных социальных науках под коллективом имеют в виду "просто соединение людей", действующих в одном направлении. В Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны – спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998). Таким образом, к коллективному поведению относят и некоторые действия толпы.

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако они отмечают, что сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор (Kenrick et аI., 2002). Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.