Лекция 13. Количественные характеристики товаров и товарных партий

Потребительские товары поступают в торговлю, как правило, партиями. Партии расфасовываются, разделяются на единичные экземпляры, из них формируются наборы и комплекты. Некоторые товары объединяются в наборы и комплекты на производстве. Такая группировка упрощает выбор и покупку товаров потребителями. Создание тематических и праздничных наборов стимулирует спрос.

Единичные экземпляры товара представляют сбой единицу изделия, произведенного тем или иным предприятием.

Комплекты и наборы товаров объединяются изготовителями или продавцами по каким-либо признакам. Например, таким образом продаются предметы для сервировки стола, посуда, инструменты, ювелирные изделия, мебель. В ГОСТ 20400-80 "Продукция мебельного производства. Термины и определения" представлены термины "набор мебели" и "гарнитур мебели". Набор мебели - группа мебельных изделий с широкой вариантностью по составу, объединенных между собой архитектурно-художественной (стилистической) задачей, предназначенных для обстановки различных функциональных зон помещения. Гарнитур мебели - группа мебельных изделий, объединенных художественно-стилистическим и конструктивным признаками, предназначенных для обстановки определенной функциональной зоны.

Сервиз (от франц. service) - полный комплект столовой, чайной или кофейной посуды, рассчитанный на определенное количество человек.

Партия товара - определенное количество товаров, оформленное одним транспортным документом, предназначенное для продажи, пересылки, отправки. В партию товара могут входить товары одного вида, однороднородные и неоднородные. Допускается считать одной партией: товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и т.д.); товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству.

В практике торговли продавцам и потребителям необходимо знать количественные характеристики товара. Они позволяют проводить измерения количества товара, поступающего в торговые организации и продаваемого потребителям. К наиболее важным количественным характеристикам товара относятся его масса нетто, масса брутто, плотность, объем, объемная масса, насыпная масса, масса м2, размеры и габариты. Эти показатели распространяются как на партии товара, так и на единичные экземпляры. Основные количественные характеристики указываются на упаковке, в маркировке товара.

Для продуктов питания, ювелирных изделий, некоторых строительных (цемент, гипс, металлопрокат, гвозди и др.), горюче-смазочных материалов существенной количественной характеристикой является масса.

Масса товара (т) - количество товара в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производных величинах (мг, г, кг, т и др.). В торговле различают массу нетто и брутто. Масса нетто (от итал. netto, букв. - чистый) - чистая масса товара без тары; чистая масса продукции. Масса брутто (от итал. brutto - грубый, нечистый) - масса товара с упаковкой (тарой).

Размерные характеристики товара - длина, ширина, высота, площадь и др.

Длина (l) - основная физическая величина, выражаемая в метрах. Применяется как показатель качества отдельных товаров (длина огурцов, овощной зелени, бананов и т.п.). Длина используется при отмере требуемого количества товара для покупателя.

Размерные характеристики определят техническую совместимость товаров. Например, бумага делится на форматы, которые являются определяющими в отношении возможности использования бумаги для копировально-множительных работ и делопроизводства (табл 13.1).

Таблица 13.1

Международный формат бумаги

Наименование формата

Размер листа, мм

Наименование формата

Размер листа, мм

А0

840 х 1189

В0

1000 х 1414

А1

594 х 841

В1

707 х 1000

А2

420 х 594

В2

500 х 707

АЗ

297 х 420

В3

353 х 500

А4

210 х 297

В4

250 х 353

А5

148 х 210

В5

176 х 250

A6

105 х 148

В6

125 х 176

А7

74 х 105

В7

88 х 125

Площадь (S) - производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длины и ширины); применяется для характеристики оборудования (занимаемая площадь), тары (площадь дна) или складских помещений (полезная площадь).

Важной характеристикой для бытовых электрических холодильников является полезная площадь полок, на которых размещаются продукты питания.

Многие товары измеряются и отпускаются потребителям в квадратных метрах (м2), например облицовочная керамическая плитка, поливинилхлоридная пленка и линолеум, напольные покрытия, тепло- и гидроизоляционные материалы. В большинстве случаев таким образом отмериваются рулонные материалы, которые, кроме того, измеряются в погонных метрах, что упрощает отмер товара, но не дает представления о его площади и объеме.

Объем (V) - производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длины, ширины и высоты). Это самая распространенная физическая величина, применяемая для характеристики и измерения товаров жидкой консистенции - напитков, растительных масел, молока, синтетических моющих средств, горюче-смазочных материалов, топлива.

Для сыпучих, жидких, неоднородных по составу и консистенции, пористых материалов используются комбинированные показатели - такие как объемная масса, насыпная масса, пористость материала.

Объемная масса (mV) - масса единицы объема (1 см3,1 м3) пористого материала. Объемная масса меньше плотности, так как воздух, заполняющий поры материала, имеет меньший вес, чем вес твердых тел.

Для отдельных материалов этот показатель колеблется в широких пределах, что зависит от их плотности и большей или меньшей пористости. Например, рыхлая ворсовая ткань из шерсти имеет объемную массу 0,2-0,25 г/см3, плотное сукно - 0,35-0,4 г/см3, плотная льняная ткань - 0,5-0,6 г/см3.

Объемная масса влияет на теплозащитные и механические свойства материалов. Например, чем меньше объемная масса микропористого материала с замкнутыми порами, тем большими теплозащитными свойствами он обладает.

Объемная масса некоторых материалов: фарфор 2,4- 2,5 г/см3, фаянс 2,1-2,3 г/см3, войлок 0,2-0,5 г/см3, трикотаж 0,15-0,4 г/см3, кожа 0,40-1,20 г/см3, дерево 0,12-1,1 г/см3, хлопчатобумажные ткани 0,25-0,5 г/см3, резина микропористая 0,3-0,9 г/см3, шерстяные ткани 0,2-0,4 г/см3, вата 0,04-0,08 г/см3.

Насыпная масса материалов определяется засыпанием измельченного сыпучего материала в тару определенного объема, с последующим взвешиванием.

Пористость обычно выражается в см3/г, т.е. в суммарном объеме пор в кубических сантиметрах в 1 г вещества, или в процентах пористости, т.е. отношением суммарного объема пор к общему объему материала или в %.

Общая суммарная (с учетом всех видов пор) пористость материала (П, %) рассчитывается по формуле

(82)

где mv - объемная масса вещества; р - плотность вещества.

Суммарная (общая) пористость некоторых материалов (%): гранит - 0,2-0,8; бумага (рисовальная) - 40-50; фаянс - 17-20, сукно - 80-85; дерево - 30-70; вата - 96-98; кожа - 34-67; мех - 98-99,5.

Определение массы пористых гигроскопичных материалов проводится с учетом их влажности и температуры.

При отпуске и приемке крупных партий неоднородного по размерам и форме товара (сырья, материалов, полуфабрикатов) для определения объема используются правила обмера и специальные методики. Например, при расчете объемов лесоматериалов возможно применение формул с учетом геометрии материалов. Для трапециедальной формы

(83)

(84)

где а и b - основание трапеции; h - высота трапеции; l - длина материала; S - площадь поперечного сечения.

Для сегментной формы:

(85)

(86)

где S - площадь сегмента; h - высота сегмента; а - основание сегмента; l - длина материала.

Для формулы усеченного конуса (бревно)

(87)

где π = 3,14; d1 < толщина вершинного торца бревна; d2 - толщина комлевого торца бревна; l - длина.

Товары одной партии, представляющие собой готовые изделия, как правило, обладают одинаковыми свойствами, однако возможно наличие неоднородности и нестабильности качества товара в одной партии.

Образцы могут обладать неоднородностью и неравномерностью. Равномерность материалов и изделий по их строению и свойствам является одной из важнейших технологических и товароведных характеристик, так как от нее зависят течение и результаты производственного процесса, внешний вид, прочность и другие свойства полуфабрикатов и готовых изделий. Неравномерность может быть заметной (видимой) и скрытой. Видимую неравномерность устанавливают визуальным осмотром образцов товара. Это, допустим, неравномерность окраски материала, неоднородность лаковых покрытий, загрязнения поверхности металла, древесины, дефекты нитей (утолщения, узлы) и т.д. Скрытая неравномерность определяется измерительными методами.

Повторные определения показателя дают разные значения. Например, при определении длины волокон шерсти отдельные образцы имели длину (мм): 68, 75, 65, 84 и т.д.; разрывную нагрузку (г): 9, 10, 8, 11, 14 и т.д. Различия могли быть вызваны неточностью определения, неравномерностью материала или тем и другим одновременно.

Неравномерность материала влияет на точность результатов измерений. Для определения величины неравномерности используют несколько методов.

Товароведы характеризуют неравномерность материала как отклонение от среднего арифметического значения, отнесенное к среднему арифметическому значению (%).

Первоначально определяется среднее арифметическое значение (Мср), затем по величине Мс все значения показателя делят на две группы: меньшие М и большие Мг(), затем вычисляют среднеарифметическое значение из меньших Мы и среднеарифметическое значение из больших - Мб.

На основе Мср, Мм и Мб неравномерность вычисляется по формулам:

(88)

(89)

(90)