Южноафриканский таможенный союз – ЮАТС

Этот союз является старейшим интеграционным объединением не только на африканском континенте, но и в мире. Договор о его создании был заключен еще в колониальный период – в 1910 г. С обретением политической независимости четыре африканские страны – ЮАР, Ботсвана, Королевство Лесото и Свазиленд подписали в декабре 1969 г. новое соглашение о таможенном союзе, к которому в 1990 г. присоединилось Королевство Намибия. Ныне действующий договор о Южноафриканском союзе был заключен теми же пятью странами в 2002 г., вступил в силу в июле 2004 г.

В ЮАТС входят страны, различающиеся по размерам и уровню экономического развития, отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического регулирования, государственному устройству. Если ВВП на душу населения Ботсваны составлял в 2010 г. 15 180 долл, (что сопоставимо с такими странами, как Аргентина, Россия и Ливан), то аналогичный показатель Королевства Лесото равен всего 1351 долл.[1]

Лидирующая роль принадлежит ЮАР (по мировым меркам считается среднеразвитой страной), на которую приходится 87% населения ЮАТС, более 92% совокупного валового внутреннего продукта и 87% внешнеторгового оборота[2]. Страна, обладающая богатыми природными ресурсами, производит и экспортирует товары достаточно широкой номенклатуры, включая золото, уголь, руды цветных и черных металлов, изделия из них, а также транспортные средства, бытовую электронику, строительные материалы, бумажную продукцию. Производственная и экспортная база остальных членов объединения остается узкой. Основными экспортными товарами Ботсваны являются алмазы, никель и говядина, Намибии – алмазы, цветные металлы, рыба, Лесото – одежда и текстиль, Свазиленда – ароматические масла, разнообразные химические добавки, сахар. Узость внутренних рынков и ресурсов порождает острую зависимость экономик этих стран от экспорта нескольких товаров и, соответственно, импорта широкой гаммы продукции. Это отражает показатель отношения внешней торговли к ВВП, который является высоким у всех членов Объединения, особенно у Лесото (164) и Свазиленда (146)[3].

Несмотря на существенные различия страны – члены ЮАТС объединяет необходимость решения общих проблем, связанных с бедностью, структурной перестройкой экономики и снижением зависимости от экспорта сырья, достижением экономической и политической стабильности Юга Африки, расширением участия в международном разделении труда и защитой внешнеторговых интересов.

ЮАТС имеет особенности, отличающие его от многих региональных группировок развивающихся стран. Государства таможенного союза (кроме Ботсваны) входят в Единое Валютное Пространство, образованное в 1986 г. В рамках валютной зоны происходит свободное движение капитала, соответственно, государства-члены имеют прямой доступ к южноафриканскому рынку капитала, являющемуся наиболее развитым в Африке. Южноафриканский рэнд используется как законное средство платежа на территории всех четырех стран; курсы намибийского доллара, свазилендского лилангени и лесотского лоти привязаны к рэнду и свободно в него конвертируются. Хотя каждая из стран вправе проводить самостоятельную монетарную политику, но на практике она зависит от политики Резервного банка ЮАР.

Все страны – члены ЮАТС являются также участниками более широкой региональной группировки (куда входят еще 10 африканских стран) – Южно-Африканского Сообщества развития (Southern African Development Community – SADC), в рамках которой идет работа по формированию единого таможенного пространства и созданию общего рынка.

Важной вехой в развитии объединительных процессов стран Южной Африки стало подписание в 2002 г. обновленного Соглашения о ЮАТС. Это Соглашение фактически дало старт созданию таможенного союза "пятерки" на новых принципах, расширило сферу деятельности, поставило новые цели.

В соответствии со ст. 2 Соглашения Объединение призвано:

• облегчить трансграничное перемещение товаров между государствами-членами;

• создать эффективные, прозрачные и демократические институты;

• поощрять справедливую конкуренцию на территории таможенного союза;

• стимулировать экономическое развитие, диверсификацию, индустриализацию и повышение международной конкурентоспособности стран-членов;

• содействовать интеграции в мировую экономику на основе развития внешней торговли и инвестиционной деятельности;

• обеспечить справедливое распределение доходов от таможенных пошлин и других таможенных платежей;

• способствовать формированию общей политики и стратегии.

Важнейшим новым моментом, внесенным Соглашением в деятельность таможенного союза, стало изменение институционального устройства ЮАТС. (По Соглашениям 1910 г. и 1969 г. деятельностью Объединения руководила ЮАР, административные органы которой устанавливали размер внешнего тарифа и акцизов, осуществляли распределение поступлений в зависимости от доли участников во внешней торговле.) Были созданы первые совместные институты, призванные демократизировать процесс принятия решений и управление Союзом. Высшим органом управления ЮЛТС стал Совет министров, состоящий из министров финансов или торговли стран-членов. Совет принимает все важнейшие решения на условиях консенсуса, включая установление внешнего таможенного тарифа объединения. Исполнительным органом является Комиссия таможенного союза (в ее состав обязательно входит хотя бы один чиновник высокого ранга от каждой страны, эксперты по торговле и финансам), принимающая решения также консенсусом. В сферу ее компетенции входит выполнение норм Соглашения, реализация решений Совета, осуществление надзора за управлением Общего фонда доходов. Для обеспечения эффективной работы Комиссии созданы комитеты технического взаимодействия (по торговле и промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, финансам, таможенным вопросам). Секретариат осуществляет текущую работу, связанную с функционированием ЮАТС. В его обязанности, в частности, входит запись всех операций, производимых с Общим фондом доходов, участие в процессе заключения торговых соглашений с третьими странами.

Кроме совместных органов управления каждая страна- член определила соответствующий национальный орган, который занимается вопросами, связанными с деятельностью ЮАТС на ее территории. Такой институт, в частности, дает оценку применения общего внешнего тарифа, вносит предложения о сто изменении.

Новым в Соглашении стало определение механизма урегулирования споров. Решение любых споров, возникающих в связи с интерпретацией или применением положений Соглашения, возложено на Трибунал. Трибунал, состав которого формируется для рассмотрения спора каждый раз заново, состоит из трех независимых экспертов – граждан стран-членов (они выбираются из списка, утверждаемого Советом министром ЮАТС), и он сам устанавливает правила и процедуры своей деятельности. Решения Трибунала принимаются большинством голосов, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Создан также единый механизм для ведения переговоров с внешними партнерами. В соответствии со ст. 31 Соглашения все торговые переговоры с третьими странами должны проводиться от лица ЮАТС как международной организации, наделенной статусом самостоятельного юридического лица, обладающего правоспособностью в международных отношениях. В то же время странам-членам разрешено сохранить действие преференциальных торговых соглашений, заключенных до вступления в силу нового Соглашения о ЮАТС (июль 2004 г.).

Соглашение определило также новый порядок распределения таможенных поступлений с учетом различий в уровнях экономического развития; его применение позволило увеличить доходы Ботсваны, Лесото, Намибии и Свазиленда. Все таможенные пошлины и акцизы, взимаемые на единой таможенной территории, поступают в общую казну – собираются странами-членами и переводятся ежеквартально в Общий фонд доходов, которым управляет ЮАР. Выплаты из Общего фонда осуществляются также ежеквартально в зависимости от доли (определяется ежегодно Советом министров) стран-членов в получении этих доходов.

В соответствии с новой формулой, применяемой с 2006 г., доля каждого государства-члена состоит из трех компонентов:

1) доли в таможенных поступлениях;

2) доли в акцизных сборах;

3) доли в зависимости от уровня экономического развития каждой страны. Таможенная составляющая зависит от удельного веса страны в совокупном импорте ЮАТС, включая реэкспорт; акцизная составляющая подсчитывается на базе совокупного ВВП; а третья должна составлять 15% от общего акцизного сбора и распределяться между странами в зависимости от величины ВВП каждой страны (ее размер тем выше, чем ниже уровень экономического развития государства-члена).

Основная доля выплат из Общего фонда доходов приходится па ЮАР (46–52% в 2005–2009 гг.), далее следуют Ботсвана (16–19%), Намибия (13–16%), Свазиленд (ΙΟΙ 1%) и Лесото (8–9%). Для менее развитых стран объединения эти поступления чрезвычайно важны. Доходная часть государственных бюджетов Свазиленда и Лесото на 40–50% формируется за счет выплат из общего фонда таможенного союза, Намибии – на 30%, Ботсваны – на 25%, ЮАР – около 1%[4]. Последняя фактически субсидирует остальные государства-члены из средств, полученных от таможенных и акцизных сборов. По оценке, за год сумма дотаций, предоставляемых партнерам по таможенному союзу, составляет около 0,9% ВВП ЮАР.

Новое Соглашение о ЮАТС не ограничилось внешнеторговой сферой. В нем поставлена задача углубления экономической интеграции стран-членов на основе формирования общей политики в области промышленного и сельскохозяйственного развития, конкуренции и недобросовестной торговой практики, гармонизации технических правил и стандартов, санитарных и фитосанитарных мер, осуществления совместных проектов развития.

Ныне государства ЮАТС находятся на пути создания полноценного таможенного союза: объединены единой таможенной территорией, имеют общий внешний тариф, а также единый акцизный налог. Товары, выращенные или произведенные на единой таможенной территории, в принципе свободно обмениваются между странами-членами, без каких-либо количественных ограничений. Однако страны вправе вводить ограничения па экспорт и импорт в соответствии с национальным законодательством с целью защиты здоровья людей, охраны животных, растений, окружающей среды, культурных ценностей, общественной морали, прав интеллектуальной собственности, национальной безопасности и не возобновляемых природных ресурсов. Участники ЮАТС вправе также снижать ставки внешнего тарифа в случае национальных бедствий, острой нехватки продовольствия, а также возникновения других причин по договоренности с другими странами-членами. Соглашение оставило за каждой страной право применять санитарные и фитосанитарные меры в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами.

Странам объединения в принципе не разрешается запрещать или ограничивать ввоз товаров, произведенных на территории других стран-членов, для защиты отечественных производителей. Но правительства Ботсваны, Лесото, Намибии и Свазиленда могут в качестве временной меры взимать дополнительные импортные пошлины с целью предотвращения конкуренции с продукцией новых отраслей промышленности (созданных не более восьми лет назад).

Государства ЮАТС обязаны обеспечить свободный транзит товаров, вывозимых или ввозимых другими странами- членами. При этом каждый член объединения имеет право применять особые условия транзита в отношении товаров, импорт которых запрещен по соображениям морали, охраны здоровья, обеспечения национальной безопасности, предотвращения болезней животных и растений, проникновения паразитов, а также в связи с выполнением обязательств по международным соглашениям.

За годы, прошедшие со дня вступления Соглашения в силу, страны объединения приняли ряд мер, направленных на упрощение и гармонизацию таможенных процедур, улучшение таможенного администрирования, что позволило снизить торговые издержки, улучшить условия осуществления торговых операций. В частности, действует единая форма таможенной декларации, установлен единообразный порядок контроля и проведения разовых таможенных процедур (на первом таможенном пункте внешней границы), идет создание системы электронного обмена информацией между таможенными властями.

В совокупном товарообороте ЮАТС доминируют третьи страны (Китай, США, Япония, Германия, др.), на которые приходится свыше 80% экспорта и 90% импорта[5]. Государства объединения, являясь членами ВТО и выполняя принятые в ее рамках обязательства но снижению таможенных пошлин, продвигаются по пути либерализации внешней торговли. За период 2002–2009 гг. средний уровень единого внешнего тарифа уменьшился с 11,4% в 2002 г. до 8,1% в 2009 г.; упрощена его структура, возросло количество адвалорных пошлин – до 96% всех тарифных линий[6]. В то же время государства ЮАТС под давлением ЮАР, стремящейся к защите недавно созданных отраслей обрабатывающей промышленности, активно применяют антидемпинговые пошлины (39 в 1995–2010 гг.) в отношении конкурирующих товаров третьих стран.

В последние годы ЮАТС (как международная организация) заключил ряд соглашений с зарубежными странами и торговыми группировками: Соглашение о свободной торговле с ЕАСТ (2006 г.), Соглашение с США по торговле, инвестициям и развитию кооперации (2008 г.), Соглашение о преференциальной торговле с МЕРКОСУР (2008), предусматривающее либерализацию торговли определенными видами товаров.

Процесс создания полноценного таможенного союза в рамках объединения еще не завершен; странам-членам предстоит большая работа по его достраиванию. В ходе обсуждения третьего Обзора торговой политики ЮАТС, проходившего в рамках ВТО в ноябре 2009 г., наряду с прогрессом в гармонизации инструментов торговой политики было обращено внимание на барьеры, снижающие эффективность функционирования таможенного союза. В их числе сохраняющийся таможенный контроль между членами ЮАТС, необходимость которого связана с различиями внутренних налоговых режимов и определением доли каждой страны в поступлениях в Общий фонд доходов; отсутствие единообразия в применении нетарифных мер регулирования внешней торговли (количественных ограничений, стандартов и технических норм, санитарных и фитосанитарных требований и др.). Отсутствует также единая торговая политика объединения в отношении внешних партнеров. Члены

ЮАТС имеют сложные (непрозрачные) и различающиеся по странам системы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Это связано с тем, что, наряду с новыми, продолжают действовать заключенные каждым из стран- членов до вступления в силу нового Соглашения о ЮАТС (июль 2004 г.) региональные и двусторонние преференциальные соглашения[7]. Этими международными соглашениями предусмотрены, в частности, неодинаковые правила происхождения товаров, различные по полноте охвата преференции и обязательства по отношению к внешним партнерам и др., что на практике порождает противоречия и сложности в развитии взаимного сотрудничества.

Формирование общей экономической политики и в целом интеграционные процессы в рамках объединения идут медленно.

Развитие регионального взаимодействие стран ЮАТС сдерживается большими различиями в экономических потенциалах, существующими противоречиями между ЮАР и малыми странами, недовольными ее главенствующей ролью в деятельности группировки, недостаточно дифференцированной структурой производства и экспорта, членством в других торговых блоках.

Несмотря на сложности и противоречия, страны – члены ЮАТС намерены укреплять организацию, сделать таможенный союз эффективным инструментом дальнейшей интеграции и экономической кооперации стран Южной Африки.