Колхозное право

Проведение сплошной коллективизации потребовало существенных изменений в колхозном праве. Прежде всего был решен вопрос о форме коллективных хозяйств. Если раньше допускались самые разнообразные формы производственной сельскохозяйственной кооперации, причем высшей считалась коммуна, то постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. установило, что основной формой колхоза теперь должна стать сельскохозяйственная артель.

Артель позволяла оптимально сочетать интересы коллектива и каждого колхозника, общественное производство с личными потребностями колхозного двора. В ней обобществлялись основные средства производства: земля, машины, тягловый скот, крупный продуктивный скот. В то же время в собственности колхозного двора оставались по определенной норме орудия производства, скот и другое имущество, необходимое для ведения личного подсобного хозяйства. В 1933 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о помощи бескоровным колхозникам в приобретении коров, для чего выделялись громадные средства из казны, идущие для кредитования колхозников, которым предоставлялись рассрочка погашения долга и другие льготы.

Колхозному двору выделялся в пользование и небольшой приусадебный участок, необходимый для ведения подсобного хозяйства. Для некоторых отсталых национальных районов была, однако, временно сохранена и другая форма колхозов - товарищество по совместной обработке земли, как переходный этап для постепенного приобщения масс к идее коллективизации.

В партийных документах провозглашался принцип добровольности, хотя это было в большой мере декларацией. По идее, гражданин мог вступить в колхоз, мог и выйти из него. В последнем случае он, однако, не получал обратно прежний участок земли, вошедший в состав обобществленного фонда, который законодательством признавался неуменьшаемым. Вышедший из колхоза мог просить о предоставлении ему земли из государственного фонда в другом месте. Такое положение вытекало из того, что собственником земли считалось государство, которое вправе распоряжаться ею по своему усмотрению в интересах общества. Имелась и практическая целесообразность: участок выходящего из колхоза мог оказаться в середине колхозных земель, что создавало бы большое неудобство в землепользовании. Выходы из колхозов имели место в 1930 г., когда были допущены перегибы в коллективизации. Позже эта проблема полностью потеряла свою актуальность.

Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным Президиумом ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., было установлено, что членами колхоза не могут быть кулаки и лишенцы.

Все работы в колхозе должны были производиться силами колхозников. Применение наемного труда допускалось только в том случае, когда колхозу нужен был специалист (например, агроном) или когда не хватало своих сил для срочных работ (например, при уборке урожая, которому грозит гибель из-за погодных условий).

В законодательстве подчеркивалось, что оплата труда в колхозах, распределение доходов должны производиться не по уравнительному принципу, как это было ранее в коммунах, а по определенным нормам в соответствии с количеством и качеством труда. Это стимулировало хорошую работу, укрепляло колхозы и материальное благосостояние колхозников. По решению VI Всесоюзного съезда Советов в качестве единицы измерения труда в колхозах был установлен трудодень.

Высшим органом управления колхозом считалось общее собрание колхозников. Государственное руководство колхозным строительством осуществлялось через райколхозсоюзы, вступление в которые для артелей было обязательным.

В 1930 г. колхозам и колхозникам были предоставлены большие льготы. Их освобождали на два года от большей части налогов, списывали недоимки, оказывали другую помощь финансами, а также семенами.

Центральный Комитет ВКП(б) рекомендовал, чтобы во всех колхозах были созданы в качестве основной производственной единицы бригады, включающие постоянный состав работников, за которыми закреплялись средства производства.

Развитие широкой сети машинно-тракторных станций поставило вопрос о формах их взаимоотношений с колхозами. В 1935 г. был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, обобщивший опыт колхозного строительства за прошедшие годы. Новый Устав закрепил сельхозартель как единственную форму колхозов, коммуны и ТОЗы теперь уже не предусматривались. Устав подчеркивал, что земля является государственной собственностью и закрепляется за артелью в бессрочное пользование, т.е. навечно. Подтверждался принцип неуменьшаемости общественных земель колхоза. Устанавливался размер приусадебных участков колхозников.

Основной производственной ячейкой сельхозартели считалась, как и прежде, бригада.

Если оказалось возможным в общем заставить крестьян объединиться в колхозы, то труднее было заставить их там работать. Довольно скоро ловкие крестьяне научились, оставаясь членами колхоза, в то же время фактически превращаться снова в единоличников. Они мало, а то и совсем не работали в общественном хозяйстве, своим основным средством существования сделали приусадебные участки, которые для этих целей самовольно расширялись за счет общественных земель. Для борьбы с таким явлением в 1939 г. было издано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания". В этом объемном документе важны два момента. Прежде всего обращалось внимание на необходимость приведения размеров приусадебных участков колхозников к нормам, предусмотренным Примерным уставом сельхозартели. Такая норма составляла в основной массе случаев от 1/3 до половины гектара на участок, понижаясь иногда (поливные земли) до 1/10 га и повышаясь кое-где до 1 га. В дальнейшем за нарушение таких норм устанавливалась уголовная ответственность колхозников и руководителей хозяйств. Уже само ограничение приусадебного участка не позволяло крестьянину жить только за счет доходов от него. Но постановление предусмотрело и другой способ принуждения колхозников к общественному труду. Колхозам было рекомендовано установить обязательный минимум трудодней (от 60 до 100 в различных районах). За невыполнение минимума предлагалось исключать из колхозов с изъятием приусадебного участка.

В постановлении предусматривались также меры для организации переселения крестьян из малоземельных областей в многоземельные1.

Той же цели - переместить усилия крестьян с приусадебного участка на общественное поле - служил и новый Закон о сельхозналоге, принятый также в 1939 г. По Закону сельхозналогом, причем достаточно большим, облагалось все, что могло давать какую-то продукцию на приусадебном участке. Облагалось также то, что ничего не производило, но могло производить, например, плохо родившие плодовые деревья. В результате крестьянину порой было выгоднее вырубить сад, чем платить за него налог. На практике так и получалось: в южных районах было вырублено огромное количество садов.

По такому же принципу в 1940 г. было решено взимать с колхозов обязательные поставки продукции. Однако здесь установленный принцип играл прогрессивную роль. Обязательные поставки исчислялись не по произведенной продукции, а по количеству закрепленной за колхозами земли. Это стимулировало колхозы рациональнее использовать земли, получать с них наибольшие урожаи. То есть, чем больше колхоз производил, тем больше оставалось ему.