Кейс "Колбасный глянец"

1Рее1 — это не очередной модный гаджет, а оболочка для сосисок. С ее помощью компания "Атлантис-Пак", крупнейший в России производитель пластиковой оболочки для колбас и сосисок, стремится покорить мировой рынок.

Полиамид — это редкий материал, малопригоден для "одевания" сосисок и колбас. Он жесткий, плохо снимается, в нем нельзя коптить фарш, и колбаса не пахнет колбасой. Наконец, у него слишком "пластмассовый" вид, который не нравится потребителям. Поэтому чаще всего колбасы и сосиски "одеваются" в оболочки, сделанные из натурального сырья: белка или целлюлозы. В прозрачной целлюлозной пленке выпускались почти все сосиски и вареные колбасы в СССР. В непрозрачной целлюлозной оболочке (фиброузной), напоминающей вощеную бумагу, производятся копченые и варено-копченые колбасы.

Пластик удлиняет срок хранения вареной колбасы с 10—14 дней до 3 месяцев, колбаса в нем не усыхает, не теряет вес. При этом он дешевле других оболочек на 30—50%. Ради такого эффекта мясокомбинаты готовы использовать пластик.

В России химики предприятия "Атлантис-Пак" первыми создали три прорывных продукта. Первым стала пластиковая оболочка для вареной колбасы. Российские мясокомбинаты и ритейлеры восприняли пластик на ура, потому что стали терять гораздо меньше денег на усыхании колбас и вдвое сократили расходы на утилизацию просроченной продукции. Уже к концу 1990-х каждая третья колбаса в России была "одета" в пластик "Атлантис-Пак". В 1997 г. технологи "Атлантис-Пак" первыми в мире сделали из жесткого сосисочную оболочку (этого сосиски упаковывались в целлюлозу). Третий прорыв произошел, когда компания (снова первой в мире) выпустила проницаемую оболочку для колбасы: в ней можно коптить мясной фарш, и она пропускает аромат.

С этими разработками "Атлантис-Пак" стал осваивать экспортные рынки. Он наладил поставки в СНГ и в жаркие страны, где особенно трудно обеспечить длительные сроки хранения мясных продуктов. Крупнейшими потребителями стали государства Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Компания открыла два представительства -в США (Майами) и на Украине. К середине 2000-х гг. доля экспорта в выручке "Атлантис-Пак" составляла 35%.

В 2006 г. компания находилась на пике: 51% всех вареных колбас и 28% всех сосисок в России выпускались в се пластике. Выручка предприятия достигла 1,7 млрд руб., компания экспортировала свой пластик в 60 стран мира.

В 2005 г. у "Атлантис-Пак" появились конкуренты: украинский "Полипак" и НПО "Слава". В "Атлантис-Пак" утверждают, что конкуренты просто скопировали его разработки, купив за бесценок чертежи оборудования и технологическую документацию у сотрудников. Конкуренты демпинговали, и в 2007 г. компания начала регулярно проигрывать в тендерах, устраиваемых крупнейшими мясокомбинатами. Она была вынуждена снижать цены, и чистая рентабельность бизнеса упала с 15—20% до 5—6%.

В целях укрепления своих позиций компания берет курс на поднятие рентабельности: отменяет скидки мелкой клиентуре и пересматривает отношения с дистрибуторами. Раньше те покупали у "Атлантис-Пак" полуфабрикат, печатали на нем надписи и поставляли мясокомбинатам уже как готовый продукт, но по более высокой цене. Теперь с крупными мясокомбинатами "Атлантис-Пак" стал работать напрямую. Половина из 120 дистрибуторов ушла, зато доля прямых продаж в 2011 г. повысилась с 45 до 60%. Норма чистой прибыли компании при этом выросла с 13 до 18%.

В компании ввели практику выезда технологов к крупным клиентам, чтобы помочь им правильно набивать фаршем оболочку. За счет этого за год компания снизила уровень рекламаций на 10% (правда, количество рекламаций не раскрывается). Недавно в компании появилась новая структура — отдел контроля производственных параметров, который должен следить за технологической дисциплиной.

Российский рынок пластиковой оболочки в денежном выражении невелик. В 2011 г. он составил 3,3 млрд руб., в последние годы предпочтения российских потребителей стали меняться в пользу мясных продуктов в натуральной или белковой оболочке, и доля пластика упала. С 2005 г. по 2010 г. в вареных колбасах она сократилась с 72% до 60% в натуральном выражении, в сосисках — с 37 до 33%. Нужно было искать возможности для роста на рынках СНГ и стран дальнего зарубежья.

До недавнего времени "Атлантис-Пак" занимался экспортом нишевых продуктов: в Южную Америку поставлял оболочки для ветчин и колбас большого диаметра, в Германию -оболочку черного цвета. Теперь стратегия должна измениться.

Октябрь 2011 года. Стенд "Атлантис-Пак" на выставке "Агропродмаш" увешан фотографиями девушек в блестящих облегающих комбинезонах с полузастегнутыми молниями. На одном из плакатов мулатка со слоганом "Задыми сосиску!". Так "Атлантис-Пак" демонстрировал новую разработку — легкосъемную сосисочную оболочку /Рее/ (от англ. рее! — "снимать кожуру", "очищать"). Оболочка [Рее! используется для придания формы сосискам, после чего ее снимают на специальных машинах (пиллерах), а "голые" сосиски запаковывают в вакуумный пакет. С этой разработкой "Атлантис-Пак" надеется потеснить целлюлозу, которая сегодня занимает 31% российского рынка оболочек для сосисок и сарделек. Пока до вытеснения целлюлозы далеко из-за жестких санитарно-гигиенических требований к упаковке сосисок без оболочки, на комбинатах для упаковки "голых" сосисок нужно делать изолированные линии, это большие затраты, а спрос на такие сосиски мал. Всего 5% сосисок в России пакуется без оболочки в вакуумные пакеты.

Структура российского рынка оболочки для колбасных изделий в 2010 году

За рубежом у "Атлантис-Пак" куда более захватывающие перспективы. Половину мирового рынка, т.е. 1,8 млрд евро, занимает целлюлозная и фиброузная оболочка. В 70% случаев она используется лишь для придания колбасам и сосискам формы, а затем сдирается, и потребитель ее не видит. При таком раскладе внешний вид уже не имеет значения, а вот цена на треть ниже — имеет.