Когнитивный уровень хозяйственной культуры

Когнитивный уровень хозяйственной культуры включает знания и профессиональные навыки, используемые хозяйствующими субъектами в их специфической деятельности.

Предметами исследований экономических социологов являются:

• формирование экономических знаний как социология экономической науки и экономического и бизнес-образования;

• формы и каналы распространения знаний о наиболее эффективных формах экономической (предпринимательской, хозяйственно-организационной, маркетинговой и т.д.) деятельности среди участников различных рыночных сегментов; особенности распространения знаний внутри хозяйственных организаций и между ними;

• распространение профессиональных компетенций высокого уровня в соответствующих специализированных средах и их реализация в конкретных областях хозяйственной деятельности.

На когнитивном уровне хозяйственная культура рассматривается как культурный капитал хозяйствующих агентов, детально проанализированный П. Бурдье. Культурный капитал, как и любая другая из форм капитала, приносит своим обладателям специфическую прибыть как результат реальной квалификации, особых умений, владения информацией и в особенности – способности ей пользоваться. В такой форме относительно высокий уровень хозяйственной культуры дает конкурентные преимущества тем, кто ими обладает, по сравнению с теми, кто их лишен.

Особенность культурного капитала как хозяйственной культуры состоит в сложной динамике ее приобретенных и унаследованных форм. Собственно, исследования культурного капитала у П. Бурдье изначально были связаны с анализом успеваемости учащихся из разных социальных слоев. Для эффективного функционирования культурного капитала в форме обретенных знаний, квалификации, профессиональных компетенций большое значение играет социализация агента в соответствующей культурной и профессиональной среде, унаследованные знания и навыки. Передаваемые из поколения в поколения "секреты ремесла", культурная среда формирования хозяйственного актора, например, предпринимательские "династии", способствуют его укорененности в профессии в смысле овладения особо ценными компетенциями, которые недоступны людям, пришедшим в данную область деятельности со стороны. В обществах с преобладанием предписанного социального статуса – сословных и т.п., передача профессии из поколения в поколение является основной формой трансляции культурного капитала. В семьях не только крестьян и ремесленников, но и мелкой и средней, и даже крупной буржуазии продолжение детьми дела родителей считалось нормой. В России XIX в. было распространено семейное предпринимательство и сложился ряд известных купеческих династий (Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы, Прохоровы и др.), и лишь в начале XX в. наметилась тенденция "размывания" семейных традиций, переход представителей многолюдных купеческих родов в другие профессии. Поэтому культурный капитал тесно связан с социальным капиталом как принадлежностью к определенной социальной группе и наличием связей определенного рода: нередко овладеть им можно только через вхождение в специфические круги "посвященных". В то же время наличие культурного капитала делает для своего обладателя доступными соответствующие профессиональные круги с присущим им престижем и властными полномочиями.

П. Бурдье выделил три состояния культурного капитала: инкорпорированное, объективированное и институционализированное.

1. Под инкорпорированным состоянием культурного капитала подразумеваются тс знания, навыки, компетенции, которые усвоены индивидами, т.с. неразрывно связаны с конкретными людьми как их физическими носителями. Здесь задействуются телесные силы, задатки и способности самих носителей культурного капитала, что делает невозможным любое опосредованное владение им. П. Бурдье подчеркивает, что "использование или эксплуатация культурного капитала ставит определенные проблемы перед владельцами экономических или политических капиталов – будь то частные собственники или предприниматели, нанимающие исполнителей с определенной культурной квалификацией... Каким образом можно купить этот капитал, столь жестко привязанный к человеку, не покупая при этом самого человека...?" Поскольку культурный капитал составляет уникальную особенность работника, его использование предполагает оплату знаний и квалификации как редкого ресурса, т.е. выплаты "ренты" на культурный капитал.

Приобретение и накопление инкорпорированного культурного капитала связано с воспитанием и образованием конкретных людей, усвоением ими знаний и навыков и развитием личностных задатков. Это предполагает не только вложение экономического капитала (оплату образования, обучения) и социального капитала (вхождение в определенные социальные круги), но и затрату личных усилий индивидов и их времени. П. Бурдье подчеркивает особую роль затраченного на обучение времени как фактора конвертации различных видов капитала в инкорпорированный культурный капитал. Например, ребенок тем скорее овладеет секретами семейного ремесла, чем раньше его начнут обучать, и чем больше он проявит при этом старания и усидчивости. По существу, приобретение культурного капитала обусловлено наличием времени для обучения, которое свободно от необходимости зарабатывать средства для элементарного выживания: образование и профессию может получить человек, которому его семья обеспечивает необходимый уровень жизни в период обучения. Для экономически необеспеченных социальных групп, не способных содержать учащегося члена семьи, образование оказывается недоступным.

2. Объективированное состояние культурного капитала – это овеществление знаний, умений, творческих способностей в материальных предметах – письменных документах, инструментах, приборах, предметах искусства и т.п. Им можно владеть как экономическим капиталом, обладать правом собственности на культурные ценности, средства производства и т.д. Но использовать объективированный культурный капитал можно только посредством инкорпорированного культурного капитала: владеть коллекцией картин – еще не значит понимать живопись, владеть машинами или средствами производства – не значит лично уметь их использовать в соответствии с их особым предназначением. Для понимания произведений искусства, как и для эксплуатации техники, применения технологий и т.п. необходимо обладать доступом к инкорпорированному культурному капиталу. Характерно, что известные русские предприниматели-меценаты середины XIX в., увлекавшиеся коллекционированием произведений искусства и предметов старины, сами, как правило, не обладали достаточными знаниями в области искусствоведения или истории, чтобы самостоятельно систематизировать, описать свои собрания и, тем более, использовать их в научных целях. Эту работу осуществляли профессиональные исследователи, которыми нередко становились дети коллекционеров, получившие специальное образование и реализующие себя не в семейном бизнесе, а в области культуры.

Чем больше специфических знаний, компетенций, интеллектуальных и творческих усилий объективируется, овеществляется в средствах производства, оборудовании, технологиях, инструментах, материалах, тем выше роль носителей специфических знаний в экономике. Это обстоятельство позволяет П. Бурдье поставить вопрос о неоднозначности социального статуса квалифицированного персонала – инженеров и менеджеров. Если сделать акцент на продаже ими квалифицированного труда собственникам средств производства, то их следует относить к подчиненным социальным группам наемных работников, если же рассматривать их как собственников, получающих прибыль на определенную форму капитала, то их можно отнести к господствующему классу.

3. Институционализированное состояние культурного капитала П. Бурдье определяет как "объективацию культурного капитала в форме академических квалификаций". Сюда относятся присвоенные специальности и квалификации, профессиональные разряды, ученые степени и т.д., подтвержденные официальными, повсеместно признанными документами. Институционализированное состояние позволяет преодолеть однозначную связь инкорпорированного культурного капитала с его конкретным биологическим носителем, поскольку является его подтверждением, формально не зависимым от личности обладателя. Диплом об образовании свидетельствует о наличии у его обладателя знаний и квалификации, соответствующей принятому в данный момент стандарту, который удовлетворяет ожидания общества. Наличие институционализированного культурного капитала отличает самоучку, знания и умения которого нуждаются в постоянном подтверждении, от дипломированного специалиста. В то же время само по себе наличие диплома еще не является абсолютной гарантией соответствия реального инкорпорированного капитала его владельца заявленному уровню.

Специфические символические характеристики институционализированного культурного капитала позволяют сравнивать между собой квалификации его владельцев и давать им различные оценки. Например, дипломы разных учебных заведений ценятся не одинаково, и их обладатели занимают, соответственно, разные позиции на рынке труда. Обладатели престижных дипломов имеют более высокие шансы получить хорошую работу с достойным вознаграждением. Поскольку выпускники престижных университетов, обладатели сходных академических компетенций, как правило, образуют замкнутые корпорации, институционализированный культурный капитал сближается с социальным капиталом. Наличие престижного диплома обеспечивает не только формальное подтверждение высокого уровня квалификации, который ценится на рынке труда, но и вхождение в особые социальные круги, принадлежность к которым открывает доступ к разного рода преимуществам и возможностям – выгодным знакомствам, поддержке и ручательству, получению рекомендаций и т.д.