Кодифицированные федеральные законы, регулирующие отношения в таможенной сфере

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения таможенного законодательства, составления протоколов, а также рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, устанавливает составы таможенных правонарушений, ответственность за их совершение.

Глава 16 КоАП РФ ("Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)", содержит 24 статьи, касающиеся конкретных административных правонарушений в таможенной сфере (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (16.1); недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2); несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3); недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4); нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5); непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6); представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7); причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8) и др.).

За нарушение таможенных правил предусматривается наложение различных видов взысканий, устанавливающихся и применяющихся либо только в качестве основных административных наказаний (предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности), либо в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний (конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства)[1].

Дела об административных правонарушениях, совершенных в области таможенного дела в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ от имени таможенных органов вправе рассматривать;

• руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители (в настоящее время председатель ФТС России и его заместители);

• руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

• начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

• начальники таможен, их заместители;

• начальники таможенных постов (рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации является единственным актом, регулирующим на территории РФ вопросы криминализации деяний и наказания за них в таможенной сфере. Он состоит из Общей и Особенной частей. Особенная часть описывает составы конкретных таможенных преступлений, а также перечисляет санкции за их совершение. По российскому законодательству уголовная ответственность устанавливается за совершение следующих противоправных деяний:

• незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

• невозвращение на территорию РФ культурных ценностей, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

• незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ);

• Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ);

• уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Важно обратить внимание, что нормативные положения ст. 188 УК РФ "Контрабанда" утратили силу и не подлежат применению, а основанные на них решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ[2].

3. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на регулирование отношений в сфере таможенного дела.

В частности, в соответствии со ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт: отменяет или ограничивает права либо полномочия таможенных органов, установленные НК РФ.

В п. 1 ст. 29 НК РФ содержится легальное определение уполномоченного представителя налогоплательщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми и таможенными органами.

Положения ст. 34 НК РФ прямо указывают на то, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В п. 2 ст. 34 НК РФ, носящей бланкетный характер, оговаривается, что должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ (т.е. должны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство), а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Статья 62 НК РФ приводит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога и сбора. Так, в соответствии с и. 1 данной статьи срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ПК, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Например, п. 4 ст. 78 БК РФ предусматривается предоставление субсидий в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково").

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации регулирует отношения, возникающие при получении разрешения на выход судов из морского порта. Так, при наличии соответствующего предписания таможенного органа капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта (подп. 3 п. 1 ст. 80 КТМ РФ).