Кодекс и нормы поведения нового миропорядка

По-видимому, для полицентрического миропорядка будет характерен не какой-либо отдельно взятый принцип, например, принцип баланса сил, или коллективной безопасности, или сферы интересов, а в зависимости от конкретной ситуации та или иная форма их сочетания. "Ни одна международная система никогда не была уравнительной и никогда не будет таковой", — не без оснований утверждал Р. Арон в начале 60-х гг. прошлого века. Действительно, система международных отношений всегда состояла из более равных в лице могущественных держав и менее равных в лице слабых, как правило, малых стран. Более того, малые страны нередко приносились в жертву, когда великие державы считали, что это служит их национальным интересам.

Новый полицентрический миропорядок, как и все предыдущие международные системы, по-видимому, также будет основываться на иерархическом принципе, руководствуясь критериями власти и мощи конкретных членов мирового сообщества. В этом плане значение имеет то, что новый миропорядок характеризуется не только полицентричностью, но и тем, что его облик определяется множеством факторов. В силу этого статус того или иного государства в иерархической структуре мирового сообщества определяется комплексом множества критериев. Среди них помимо экономической и военной мощи немаловажную роль играют политическая воля, профессионализм, компетентность, гибкость руководства и т.д.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что акторов, сил или "невидимых рук", детерминирующих мировые процессы, миропорядок и его подсистемы, множество. Это глобальные рынки; социальные, экономические и технологические факторы; постоянно изменяющиеся интересы традиционных и новых акторов мировой политики; международные силовые структуры, определяемые геоэкономическими и геополитическими интересами великих держав; характер и интенсивность международного сотрудничества и т.д.

Эти силы в совокупности обеспечивают комплекс правил, норм и кодексов, создающих основу для определенной формы децентрализованного регулирования отношений между различными акторами мировой политики и достижения порядка на международной арене. Нарушения этих норм, правил, кодексов могут иметь своим следствием санкции, осуществляемые легитимно установленными международными организациями или коалицией государств, использующих различные средства, включая насильственные.

Тем не менее порядок и хаос, анархия и управляемость, предсказуемые и непредсказуемые события, определенность и неопределенность, насилие, угроза применения силы, терроризм и международные санкции, противоречия, конфликты и сотрудничество, статика и динамика станут важнейшими составляющими нового полицентрического миропорядка. Разным акторам представится бесчисленное множество возможностей реагировать — рационально или иррационально — на внутренние и международные проблемы в соответствии с их интеллектуальными возможностями, культурой, привычками, традициями, специфическими интересами.

Иначе говоря, новый полицентрический миропорядок сохранит анархический характер, поскольку в создавшихся условиях постоянной неопределенности, беспрецедентного динамизма, глубинных трансформаций самих бытийных основ существования государств и народов вряд ли возможно реализовать какие бы то ни было системы мировых полицейских или единую систему мирового управления, способную контролировать, регулировать и гармонизировать глобальные процессы.

Для такой системы нет и не предвидится какого бы то ни было единого для всех народов круга ценностей, общего менталитета, универсальной идеологии, которые были бы основаны на единых для всего мирового сообщества интересах. В то же время мир слишком сложен и многолик, слишком обширен и разнообразен, слишком быстро богатеет и становится грамотным и способным открывать и осваивать новые возможности, слишком динамичен и неопределен, чтобы им можно было управлять из какого-либо одного центра, чтобы оставлять какой бы то ни было инстанции шанс установить над ним свою гегемонию.