Кодексы профессионального поведения

В современном мире наиболее распространенным способом осознания, обоснования и институционализации профессиональной этики, является создание кодексов профессионального поведения. К кодексам, регулирующим деятельность лоббиста, могут быть отнесены и кодексы в сфере PR, и этические документы, упорядочивающие деятельность политиков, и т.д. Однако существуют и специальные документы. К ним относятся прежде всего национальные кодексы[1], встречается также практика создания соответствующих кодексов на уровне отдельных компаний, как, например, у компании Henkel. Почти все международные саморегулируемые организации концентрируются вокруг органов Евросоюза. Назовем Кодекс поведения Европейской ассоциации Public Affairs-консультантов (European Public Affairs Consultancies Association, EPACA)[2], Кодекс поведения, принятый Европейским обществом профессиональных дел (Society of European Affairs Professionals, SEAP), Кодекс поведения лоббистов при Европейском союзе. Отмстим также активную исследовательскую и образовательную деятельность Европейского сообщества но общественным делам (Public Affairs Community of Europe, PACE).

Всемирное значение приобрел Международный кодекс лоббистской этики[3]. Он был принят в ноябре 2010 г. Американской лигой лоббистов в качестве национального кодекса, в марте 2012 г. – Ассоциацией лоббистов, аккредитованных при Европейском союзе[4], а осенью 2012 г. только что образованной в Вашингтоне Международной ассоциацией адвокатов публичной политики (The International Public Policy Advocacy Association, IPPAA)[5].

На основании анализа девяти статей и преамбул (преамбулы во всех трех случаях различаются, в Кодексе IPPAA вместо термина "лоббист" использован термин public policy advocate) можно выделить следующие принципы профессиональной этики:

честность: лоббист обязан доносить до государственных деятелей и общественности информацию точно и полно, при этом он должен также следить за изменением ситуации и своевременно информировать об этом заинтересованные стороны, также честным и открытым ему следует быть и в отношениях с клиентом;

законопослушность: лоббист не только не должен сам нарушать законодательство, он также не может провоцировать подобные нарушения со стороны официальных лиц;

профессионализм: лоббист обязан постоянно повышать уровень своей компетентности, уважительно относиться к партнерам и соперникам (!);

лояльность по отношению к клиенту, лоббист должен приложить все усилия по защите интересов клиента, при этом стремясь потратить столько времени и средств, сколько для этого реально требуется, обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию клиента;

служение обществу, этот принцип для составителей кодекса неотрывен от принципа служения профессии, поскольку прозрачность деятельности и добросовестное выполнение своих обязанностей лоббистом должны приводить к пониманию обществом роли лоббизма как одного из институтов демократии.