Лекция 12. Книжки с фотографиями как средство организации личного опыта малыша

Малыш растет. Мы стараемся сделать его жизнь как можно более уютной и одновременно интересной. Однако, как показывают исследования, даже очень насыщенная событиями жизнь может проходить как бы мимо ребенка, не оставляя после себя ярких впечатлений и воспоминаний, если не находится средство "закрепить" все это в его сознании.

Совсем маленькому ребенку совершить эту сложную работу помогают наши ежедневные разговоры, сопровождающие его действия, а также беседы о ближайших планах и событиях недавнего прошлого ("А вот мы и проснулись. Доброе утро, солнышко! Ты ко мне на ручки хочешь? Соскучился? Сейчас, сейчас я тебя возьму. Вот так. Что тебе дать? Это? Нет. Ах, часики. Как же я сразу не поняла! Ну, держи. А теперь мы с тобой пойдем завтракать. Да, ам-ам! У нас есть такая вкусная кашка, мы ее скушаем и пойдем на площадку гулять..."). Изо дня в день мы рассказываем малышу о том, что собираемся вместе с ним делать, стараемся понять и помочь выразить его желания, требования, переживания, отношения к тем или иным событиям и т.д.

На определенном этапе развития ребенка взрослому отводится роль, сравнимая разве что с ролью могущественного волшебника — он знает и может открыть названия всех вещей в мире. Но главное его волшебство заключается не столько в знании, сколько в потребности и умении придавать смысл всему происходящему.

Вот малыш впервые в жизни шлепнулся в лужу. Ой, что такое?! Как к этому относиться? Ну-ка, посмотрим на маму: хмурится или нет? Мама улыбается. А что она скажет? "Ерунда, ничего страшного!" — ну, значит, и правда не страшно: мама лучше знает.

При определении своего отношения к той или иной ситуации малыш в первую очередь ориентируется на реакцию близкого взрослого, на его оценку. Не случайно формирование эмоционального словаря большей частью приходится на период от рождения до трех лет. А первые каракули? Это взрослый, комментируя рисунки малыша, придает им смысл для ребенка изначально интересен сам процесс оставления следов на бумаге. И лишь под влиянием комментария взрослого бессмысленные росчерки превращаются в дождик или метель, а причудливые завитушки -в облачко или овечку.

В значительной степени именно благодаря такому комментированию и оценке происходящего, а также незамысловатым разговорам "про жизнь" у ребенка складывается собственная картина мира, с его собственным, особым пространством и временем, с его личным переживанием важности, исключительности или обыденности того или иного события; сплетается ткань личной истории, закладывается и развивается автобиографическая память.

По мере взросления ребенка такие разговоры "про жизнь" становятся все более сложными. Малыш уже не только ждет нашей оценки того или иного события, но и сам может разделять происходящее в его жизни на важное и неважное, приятное и неприятное, осмыслять свои и чужие поступки как хорошие или плохие и т.д. В тех семьях, где признается ценность чтения, в круг "ближайших советников" ребенка входят книги, становясь средством расширения и переосмысления личного опыта.

Однако все дети разные, также как и взрослые. И то, что в одной семье получается легко, словно само собой, в другой семейной ситуации требует больше внимания, больше времени, больше наглядных опор. И здесь на помощь могут прийти фотографии. Используя их, мы способны ускорить и обогатить процесс развития в тех случаях, где он протекает благополучно, и помочь в тех случаях, когда развитие ребенка затруднено.

С опорой па фотографии мы можем говорить с ребенком о некоторых типичных каждодневных действиях и ситуациях, а можем обращаться к ярким событиям и необычным впечатлениям и переживаниям. Фотография может стать необходимой опорой для разговора о настоящем и прошлом, а впоследствии и о будущем ребенка. В зависимости от той задачи, которую вы предполагаете решать с помощью фотографий, их можно по-разному компоновать, создавая для малыша специальные книжки-альбомы, например, "Моя семья", "Мой дом", "Мои игрушки", "Обычный день", "Про маму", "Про папу", "Про бабушку", "Барсик", "На прогулке", "Па даче", "Мы вместе с мамой (моем посуду, печем пирог и т.п.)", "В гостях у бабушки", "День рождения", "Как папа был маленьким" и т.п. Из одного этого перечня видно, какой простор для разговоров с ребенком о его жизни могут дать обычные семейные фотографии!

С опорой на фотографии можно говорить обо всем этом с ребенком, у которого еще очень бедный опыт, бедная речь, который еще недостаточно хорошо понимает картинки. Фотографии позволяют раньше сделать то, что в случае использования картинок или просто в речи может произойти гораздо позже — узнать, что ребенок помнит, что ему больше нравится, что привлекает его внимание.

С чего же нужно начинать, какие фотографии следует выбирать, как их компоновать и как обсуждать их вместе с малышом? Попробуем подумать об этом вместе.