Классицизм в архитектуре

В этом виде художественной деятельности успехи классицизма велики, всеобъемлющи: строения в этом стиле создавались во всех развитых странах, и большинство из них существует по сей день. Они органично выглядят и в сохранивших аутентичность ансамблях, и хорошо вписываются в современную урбанистическую среду, украшая города и веси.

Архитектуре классицизма вообще присущи правильные геометрические формы, подчеркнуто статичные, организованные в логично выстроенные ансамбли. Классицизм возникает и здесь как антитеза барокко с его пышностью, обилием декора и беспокойными, словно ускользающими линиями. Как архитектурный стиль классицизм формируется во Франции в XVII в., а общеевропейским явлением он становится в XVIII-XIX вв. В основе представлений о прекрасном в этом стиле лежат идеалы Палладио, историческим ориентиром служит античность. Андреа Палладио (1508-1580) объездил все возможные на тот период древние постройки в Италии, изучая и описывая их. Только после того, как он, по его собственным словам, "получил в свое распоряжение всю мудрость древних", Палладио почувствовал себя подготовленным к самостоятельному творчеству.

Палладио работал в основном в двух городах - Виченце и Венеции. Его строения предельно практичны и в то же время в них проявляется историчность настоящего. Он спроектировал одно общественное здание, много частных вилл, театр в Виченце, несколько церквей в Венеции, а также несколько палаццо.

Создавая в Венеции церкви Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе, Палладио новаторски подошел к планировке культового христианского строения. Церкви Палладио просторные и светлые внутри, с боковыми капеллами, со следующими одна за другой белыми плоскостями стен и сводов, белизна которых еще подчеркивается светоносными частями интерьера. Эти церкви предназначены для совершения обряда при ярком солнечном свете, при большом стечении народа.

Образец загородной постройки - вилла "Ротонда" возле Виченцы. Здесь классические формы храмовой архитектуры перенесены в загородную усадьбу. Мастер использовал высокий подиум, портик, ротонду и фронтон. Они придают зданию величественность и благородство.

Античные зодчие пристраивали портик только к одному фасаду - к главному. Палладио расположил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что придало композиции законченную симметрию, особенно впечатляющую с дальнего расстояния.

В 1570 г. Палладио публикует "Четыре книги по архитектуре". Три века черпали из этих книг важные принципы и рекомендации о том, что делает облик здания гармоничным. Вся неоклассика XX в. строилась по законам Палладио. И сегодня, когда архитектура полностью изменилась, книга Палладио дает ключ к видению и воплощению замысла, учит видеть не только гармонию, но и несовершенство.

Во Франции архитекторы классицизма восхищались Палладио, искали в его творчестве источник вдохновения. Здесь видна линия влияний: античность - Возрождение - классицизм.

Одной из самых ярких фигур в искусстве Франции XVII в. был Франсуа Мансар (1598-1666). Его ранние композиции носили "нестрогий" характер. Однако постепенно мастер движется к ясности компоновки, рациональности концепции, уравновешенности и строгости. Искусство Мансара основывается на изощренном интеллектуализме и на глубоком внимании к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед лицом архитектуры.

Мансар первым стал выравнивать систему ордеров по горизонтальным линиям, проходящим через весь объем здания. Зодчий мыслит свое здание как целостный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо выраженной в членении фасадов. Ни в одном из творений Мансара классицистические тенденции не являются исчерпывающими. Структура его образов сложна. Его работы в замке Блуа, во дворце Мезон, участие в перестройке Лувра показывают, что творчество Мансара было частным случаем барокко, состоящем на службе классического подхода к творчеству.

Основой архитектурного языка классицизма становится ордер, в пропорциях более близкий античному, чем в зодчестве предыдущих эпох. Стены трактуются как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы. Эти принципы распространяются и на садово-парковое искусство. Французский классицизм разрабатывает так называемый "регулярный парк" (архитектор А. Ленотр), в котором строго скомпонованные правильной формы клумбы и газоны образуют симметричные узоры, подчеркнуто упорядоченные по сравнению с природными объектами.

В XVIII в. в противоположность этой идее будет развиваться так называемый английский парк, или пейзажный парк. Он становится идеальным обрамлением для классицистического здания. В английском классицистическом зодчестве преобладает "палладианство", тесно связанное с развитием паркового искусства (архитекторы У. Кент, Дж. Пейи, У. Чеймберс), об усилении интереса к античным образцам свидетельствуют постройки братьев Адам.

В конце XVIII - начале XIX вв. классицизм развивается также в Италии (архитектор Дж. Пьермарини), в Испании (архитектор X. де Вильянуэва), странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (архитекторы Т. Джефферсон, Дж. Хобан).