Классификация закономерностей

В педагогических сочинениях таятся крупицы информации высочайшей научной пробы, но без "опознавательных знаков" они бесследно теряются в пучине слов и тщетно пытаться извлечь их оттуда без помощи испытанных способов – анализа, систематизации и классификации. Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создается модель, в которой учебно-воспитательный процесс рассматривается как многоярусная иерархически устроенная система, имеющая сложную внутреннюю структуру.

Своими корнями воспитание и обучение врастают в жизнь, окружающую среду, природу, Космос. В этом смысле они подчиняются всеобщим законам жизни, природы, общества, поскольку воспитание – часть жизни. Как целостная система эдукационный процесс подчиняется своим общим законам, а системы, входящие в нее (обучение, воспитание, развитие, формирование) подчиняются своим частным, специфическим законам. Таким образом, в эдукационном процессе проявляется действие трех уровней законов и закономерностей – всеобщих, общих и частных (специфических) (рис. 25).

Рис. 25. Иерархия закономерностей

Мы уже знаем, что в педагогике как целостной системе знаний и действий выделяются две составляющие – теоретическая педагогика, основным понятием которой является закон, и практическая педагогика, основное понятие которой есть технология. Полная структура педагогики представлена на рис. 26.

Рис. 26. Система педагогического знания

6.4. Всеобщие закономерности

Всеобщими называются законы, действие которых выходит за пределы воспитания и даже самого человека. Это законы, по которым развивается Вселенная и все, что в ней существует. Человек как частичка Вселенной тоже подчинен действию всеобщих законов, которые определяют возможности и пределы воспитания. Рассмотрим проявление самых главных законов.

Закон сохранения энергии

Все в мире состоит из энергии и информации. Вселенная — это энергия, существующая в самых разнообразных состояниях и формах. Энергия не возникает и не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое. Первородная энергия не была структурирована и представляла собой Хаос. Логос — Всемирный разум — упорядочил ее и перевел в состояние Космоса. Космос, каким мы видим его теперь, — это порядок, гармония. Энергии в нем распределены, структурированы, упорядочены и существуют в твердом, жидком, газообразном состояниях, в виде полей, излучений, плазмы, эфира и множества других форм.

Человек — тоже энергия. В нем происходят постоянные превращения энергий, переходы из одного состояния в другое. Воспитание — это преобразование энергии, увеличение запаса внутренней энергии, необходимой для существования в мире благоприятных и вредоносных полей.

Форма сосуществования энергий — взаимосвязь, взаимодействие, перетекание. Ничто в этом мире не существует отдельно, изолированно от другого. Все связано со всем, поэтому изменения в одном месте неминуемо влекут за собой изменения в другом. Если в одном месте что-то прибывает, то в другом месте его столько же убывает. В воспитании действие закона взаимосвязи и перетекания энергий наблюдается на каждом шагу. Например, если ребенок больше времени уделяет полезным занятиям, то у него не остается времени на шалости, бесполезное времяпрепровождение. И, наоборот, незагруженный полезными делами ребенок, имеющий кучу свободного времени и не знающий, куда приткнуться от безделья, растет испорченным.

Взаимодействие энергий рождает силы. Большая сила всегда побеждает меньшую и подчиняет ее себе. Закон не знает исключений, он неотвратимо действует и в Космосе, и в земной жизни, и в воспитании. Космическое проявление закона мы, возможно, очень скоро испытаем на себе. Астрономы пишут, что к Земле приближается огромный астероид, которому дали название Фобос, что в переводе означает "ужас". Траектория этого астероида проходит в непосредственной близости от Земли. Если он попадает в поле земного притяжения, и если сила земного притяжения окажется больше других сил, которые удерживают астероид на его орбите, то он изменит свою траекторию и неминуемо ударит по нашей планете.

Таким же астероидом врывается в жизнь новорожденный человек. Он сразу же оказывается в поле действия многих сил, и траектория его жизни будет выстроена под воздействием самой влиятельной силы. Если этой силой окажется добро, то человек пойдет по жизни прямой дорогой. Силы зла неминуемо увлекут его по кривой дорожке, которая закончится искалеченной жизнью или гибелью. В связи с этим причины успеха или неудачи воспитания следует искать в силах, окружающих человека.

Всевышний предоставил людям свободу выбора, они должны сами определиться, какой дорогой идти, из какого источника пить, но то, что воспитание и его результаты будет определять самая влиятельная сила, остается неизменным. Часто эта сила скрыта, действует невидимо, и мы догадываемся о ее действии только тогда, когда получаем плохие результаты и изменить уже ничего нельзя. В связи с этим для успеха воспитания следует знать силы, которые будут определять конечные результаты. Устраните негативно действующие энергии, и вы достигнете полного успеха в воспитании. Таков самый общий вывод, вытекающий из действия всеобщего закона.