Юрисдикция

Юрисдикция представляет собой совокупность полномочий Суда ЕС по осуществлению правосудия, т.е. по рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке представляемых ему дел.

Результатом осуществления юрисдикции служат решения (по некоторым делам – заключения) Суда ЕС, которые имеют обязательный характер и не могут быть пересмотрены никакой другой инстанцией на уровне государств-членов, самого ЕС или международного сообщества.

После планируемого присоединения ЕС к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (см. гл. 5) решения Суда ЕС можно будет обжаловать в Европейском Суде по правам человека. Однако даже в случае удовлетворения жалобы Европейский Суд по правам человека не получит права отменять или изменять решения Суда ЕС. Как и в случае обжалования решений судов, иных органов власти государств Европейский Суд по правам человека будет уполномочен только констатировать факт нарушения Союзом Конвенции о защите прав человека и основных свобод и, при необходимости, назначать "справедливую компенсацию" потерпевшей стороне (ст. 41, 46 Конвенции). Принятие такого постановления Европейским Судом по правам человека будет порождать обязанность для Суда ЕС произвести пересмотр собственных решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подобно тому, как это в настоящее время делают суды России, Германии, Польши или других государств – участников Конвенции.

Решения, вынесенные Судом ЕС, подлежат неукоснительному исполнению государствами-членами, другими институтами, органами и учреждениями ЕС, а равно физическими и юридическими лицами. Хотя учредительные документы не устанавливают четкого срока на исполнение, Суд ЕС исходит из того, что оно должно начаться сразу же после вынесения решения и завершиться максимально быстро (оценку надлежащего характера и срока исполнения производит сам Суд ЕС).

До вынесения решения Суд ЕС "может предписывать необходимые временные меры": меры по обеспечению иска и т.п. (ст. 279 ДФЕС).

В случае неисполнения решений Суда ЕС государствами-членами на них могут быть наложены штрафные санкции в виде единовременной суммы и неустойки, уплачиваемые в бюджет ЕС в размере, определяемом Судом ЕС. Решения Суда ЕС, возлагающие денежные обязательства на других субъектов, прежде всего, физических и юридических лиц, выступают в качестве исполнительного документа (то же самое относится и к денежным обязательствам, которые возлагаются актами Совета ЕС, Европейской комиссии или Европейского центрального банка). Принудительное исполнение производится в соответствии с нормами гражданско-процессуального права государства-члена, на территории которого оно происходит. Оно может быть приостановлено только Судом ЕС (ст. 280, 299 ДФЕС).

Дела, отнесенные к юрисдикции Суда ЕС, по общему правилу, образуют его исключительную подсудность. Это значит, что аналогичные дела не могут рассматриваться никакими другими органами, в том числе национальными или международными судами или арбитражами. В отношении государств-членов запрет передавать споры в области права ЕС на разрешение иных инстанций прямо закреплен в учредительных документах Союза: "Государства-члены обязуются не представлять споры в отношении толкования и применения Договоров на разрешение иными способами чем те, которые ими предусмотрены"2 (ст. 344 ДФЕС).

По своему объему юрисдикция Суда ЕС распространяется на все сферы общественных отношений, подпадающие под действие учредительных документов (Договоров) и основанных на них источников вторичного права Союза, на все сферы компетенции ЕС. Таким образом, Суд ЕС в одинаковом порядке и с одинаковыми полномочиями разрешает дела, возникающие в области единого внутреннего рынка или общей сельскохозяйственной политики ЕС, пространства свободы, безопасности и правосудия или общей торговой политики ЕС и т.д.[1]

В то же время в некоторых сферах общественной жизни, подведомственных ЕС, на юрисдикцию Суда ЕС накладываются ограничения. Главными из них являются следующие:

1) Суд ЕС не уполномочен привлекать государства-члены к ответственности за нарушение права ЕС в тех случаях, когда полномочия по наложению санкций возложены на Совет ЕС (см. 4.4). Этими случаями является, во-первых, ответственность государств-членов за чрезмерный дефицит своих бюджетов в виде штрафных или иных экономических санкций (решение согласно ст. 126 ДФЕС принимает Совет по рекомендации Комиссии); во-вторых, ответственность государств-членов за нарушение ценностей Союза в виде приостановления их отдельных прав, вытекающих из членства в ЕС (решение согласно ст. 7 ДЕС принимает Совет после того, как Европейский совет с одобрения Европейского парламента констатировал факт серьезного и устойчивого нарушения данных ценностей);

2) Суд ЕС при осуществлении своих функций в отношении уголовно-правовых аспектов пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС, а именно, по вопросам судебного сотрудничества по уголовным делам и полицейского сотрудничества (см. 3.4) не уполномочен выносить решения относительно того, насколько правомерными или необходимыми являлись мероприятия полиции и других правоохранительных органов государств-членов, и насколько эффективно государства-члены выполняют свои обязанности "по поддержанию общественного порядка и охране внутренней безопасности" (ст. 276 ДФЕС);

3) Суд ЕС применительно к ОВПБ как особой сфере внешней компетенции ЕС вырабатывает единый курс государств-членов в международных делах (см. 3.5). Например, в Суде ЕС нельзя оспорить решения Совета о проведении военной операции за пределами Союза или о наложении санкций в отношении государств, не входящих в ЕС (третьих стран).

В то же время в отношении последнего ограничения установлены два исключения (абз. 2 ст. 275 ДФЕС):

– Суд ЕС обладает юрисдикцией контролировать разграничение между ОВПБ и другими сферами внешней компетенции ЕС. Например, если Советом в рамках ОВПБ будет принято решение об оказании помощи населению какой-либо третьей страны, то подобное решение может быть оспорено в Суде ЕС на том основании, что его принятие должно осуществляться в рамках другой сферы внешней компетенции Союза – гуманитарной помощи;

– Суд ЕС обладает юрисдикцией контролировать правомерность решений о наложении санкций (ограничительных мер) на физических и юридических лиц, например, на руководителей третьих стран или лиц, подозреваемых в террористической деятельности (см. 3.5).

Кроме основной юрисдикции Суда ЕС, которая вытекает из учредительных документов ЕС и Договора о Евратоме (с учетом вышеуказанных ограничений), данный институт может наделяться дополнительной юрисдикцией. Ее источником выступают некоторые совместные акты государств-членов ЕС в форме договоров (конвенций) между ними[2]. Например, в прошлом Суд ЕС создал богатую судебную практику при рассмотрении дел на основании Брюссельской конвенции о юрисдикции и признании решений по гражданским и торговым делам 1968 г. Заменивший Брюссельскую конвенцию законодательный акт – Регламент (ЕС) № 44/2001 Совета от 22 декабря 2000 г. о юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам – наряду с другими актами институтов Союза автоматически подпадает под основную юрисдикцию Суда ЕС.

После 2013 г. Суд ЕС планируется наделить дополнительной юрисдикцией по рассмотрению дел, связанных с функционированием Европейского механизма стабильности – фонда помощи странам ЕС, испытывающим финансовые трудности, который учрежден специальным договором государств-членов, входящих в зону евро (Договор об учреждении Европейского механизма стабильности 2011 г.).

По своему содержанию юрисдикция Суда ЕС включает различные категории дел. Это, во-первых, дела, возбуждаемые по искам управомоченных субъектов, которые Суд ЕС рассматривает и разрешает по существу, – прямая юрисдикция (Б); во-вторых, дела, рассматриваемые по запросам органов правосудия государств-членов, – преюдициальная юрисдикция (В); в-третьих, дела предварительного контроля, в которых Суд ЕС контролирует правомерность некоторых действий и решений еще до их совершения или вступления в силу (Г).