Классификация управленческих решений

Существует несколько классификаций управленческих решений, учитывающих следующие основные факторы решений:

• ОГЛАВЛЕНИЕ решения, т.е. является ли оно важным или не столь важным, сложным или обыденным;

• частота принятия решения, т.е. принимается ли оно регулярно или нечасто, является ли оно специальным решением или периодическим;

• конечный результат решения, т.е. является ли конечный результат заранее предопределенным или в некоторой степени неопределенным.

В процессах менеджмента принимается множество различных решений. Анализ решений помогает понять недостатки и преимущества управления, просчеты и удачи. В каждом конкретном случае решения проблемы необходимо выбирать вид и тип управленческого решения.

По организационному оформлению различают решения формальные и неформальные, в виде приказа или распоряжения, консультации (совета) или жесткого требования, опирающегося на ответственность (см. параграф. 1.6, с. 50).

Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрезвычайно широким разнообразием видов. Говорят, что решение принадлежит к определенному виду, если оно обладает каким-либо общим признаком, характерным для некоторого множества решений. Среди основных признаков, которые применяются для построения классификации решений, выделяют такие, как степень разработки, степень обоснования, возможность реализации и степень достижения цели управленческого решения.

Управленческие решения могут быть направлены в ту или иную сферу управления или деятельности: внешнюю или внутреннюю, финансовую, экономическую, социальную, организационную. Есть особенности разработки и реализации управленческих решений в каждой из этих сфер.

По степени влияния субъекта на ОГЛАВЛЕНИЕ решения Г. Саймон разделил все решения на два типа: рутинизированные (запрограммированные) и инициативные (незапрограммированные, уникальные). ОГЛАВЛЕНИЕ рутинизированных решений, принимаемых в стандартных, повторяющихся ситуациях, практически не зависит от личности менеджера. Такие решения в схожих ситуациях могут одинаково эффективно приниматься разными людьми. В более сложных ситуациях, когда влияние личности менеджера на ОГЛАВЛЕНИЕ решения очевидно, говорят об инициативных решениях.

Запрограммированные решения принимаются в результате определенной последовательности шагов по стандартным методикам или правилам, которые разрабатываются заранее и применяются в типовых (обычно повторяющихся) ситуациях. Другими словами, решения "программируются" под типовые ситуации, которые могут возникнуть в деятельности организации. Использование определенных методик принятия решений в типовых ситуациях снижает вероятность появления ошибок и повышает оперативность выработки решений, поскольку исключается необходимость разработки новых методик всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому запрограммированные решения считаются наиболее разработанными.

Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме того, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в ее правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать ее для применения.

Вместе с тем в управленческой деятельности далеко не все решения принимаются по заранее подготовленным методикам или правилам. Особенно это характерно для новых или уникальных проблемных ситуаций, в которых руководители организаций вынуждены принимать незапрограммированные решения. В этих случаях обычно отсутствует конкретная последовательность необходимых действий для решения проблемы. Поэтому руководитель должен разрабатывать новую процедуру принятия решения. Поскольку количество проблем, при которых требуется принять решение, чрезвычайно велико и разнообразно, то практически сложно разработать модель или методику, которая бы одинаково хорошо "работала" даже в схожих ситуациях, ибо каждая из них уникальна по-своему. Поэтому решения, принимаемые в организациях, в основном являются незапрограммированными, хотя управленцы должны стремиться к снижению их доли, так как цена ошибки в процессе принятия таких решений обычно высока.

По определению, высшей формой управленческого решения являются решения незапрограммированные (уникальные). В большинстве случаев такие решения принимаются менеджерами среднего и высшего звена. Тем не менее подавляющее большинство решений, которые принимаются в любой организации, являются решениями запрограммированными. Эти решения чаще всего принимаются на более низком уровне управления. Вообще-то вовсе необязательно, чтобы такие решения принимались именно менеджерами. В большинстве случаев для принятия запрограммированных решений достаточно лишь ознакомиться с действующими инструкциями или соответствующими указаниями. Что касается незапрограммированных решений, то они должны приниматься руководителями соответствующего уровня управления. Проблемы возникают, когда такие решения рассматриваются как запрограммированные решения на любом уровне руководства. Такой подход свидетельствует о недооценке сложности данного решения и важности его конечного результата, что повышает вероятность неудачи при принятии и последующем выполнении данного решения. Поэтому очень важно уметь правильно определять вид решения и использовать правильный подход к его принятию и реализации. В связи с этим можно сказать, что менеджер, принимающий решение, должен руководствоваться тремя основными соображениями:

1) не обращаться с важными и сложными решениями, как будто они являются простыми и обыденными;

2) не путать незапрограммированные (уникальные) и неповторяющиеся решения с решениями повторяющимися или периодическими, т.е. запрограммированными;

3) не путать решения с крайне неопределенными конечными результатами с решениями, конечный результат которых может быть предсказан с высокой долей уверенности.

Незапрограммированные решения характеризуются следующими признаками.

1. Решение направлено на выполнение задачи, которая принесет пользу всей организации в долгосрочной перспективе.

2. Решение было принято на основе выбора наилучшего из ряда имевшихся вариантов, любой из которых мог бы способствовать достижению поставленной цели.

3. Исход решения содержит значительную степень неопределенности, связанной с неточной информацией, ограничениями во времени и стоимости, а также когнитивные ограничения, налагаемые на менеджера, который принимает данное решение.

4. Принимаемое решение предусматривает определенные перемены в структуре всей организации или в ее некоторых основных подразделениях и выполняемых программах.

5. Решение делает необходимым распределение ограниченных ресурсов.

6. Акт выбора подходящего варианта или приемлемой возможности является лишь средством достижения поставленной цели, а не самой целью; менеджер, принимающий решение, часто переоценивает возможный успех конечного результата принятого им решения; общий успех решения определяется по степени достижения цели или степени выполнения поставленной задачи.

7. Полномочия связаны с управленческим решением. Полномочие – ограниченное право, официально предоставленное кому-либо на совершение чего-либо посредством использования предоставленных ресурсов.

8. Сущность управленческого решения такова, что ЛПР становятся обладателями значительных властных полномочий.

Если какое-либо решение содержит все перечисленные характеристики, то такое решение является незапрограммированным.

По степени обоснования можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо решение всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, нужно уметь их обосновывать. Но, с другой стороны, принятие решений – сложный психологический процесс. Решения принимаются людьми, а не машинами. Однако всем известно, что человеческое поведение не всегда логично. Очень часто вместо расчета или логических суждений люди используют свою интуицию, чувства, эмоции и принимают решения без строгого и точного обоснования. Удивительно, но во многих случаях такие решения приводят к успеху.

Большинство личных и деловых решений основано на интуиции.

Интуитивные решения принимаются людьми просто на основе ощущения того, что они правильные. При этом ЛПР сознательно не сравнивает между собой все достоинства и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается подсознательно, без явного логического обоснования.

Интуиция – это бессознательный разум, помогающий решать проблемы, минуя рассуждения и умозаключения. Интуиция проявляется как некоторое озарение или мгновенное понимание ситуации без использования рационального мышления. Однако подобному озарению обычно предшествует долгая и кропотливая работа сознания. Сначала посредством наблюдения информация собирается, накапливается в памяти, систематизируется и располагается в определенном порядке. Часто таким путем приходят к оптимальному или удовлетворительному решению проблемы. Но если после этого остаются неясности и противоречия, то сознание должно на время уступить место интуиции и воображению, которые начинают порождать многочисленные идеи и ассоциации. Многие из этих идей сразу отвергаются. Но случается так, что одна из них настолько "приближается к реальности", что вызывает интуитивное прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею из подсознания в сознание.

Механизм интуиции имеет очень сложную природу, и в настоящее время еще слабо изучен. Тем не менее интуиция – мощный инструмент принятия решений, который нуждается в постоянном развитии и должен активно использоваться в управленческой деятельности.

Более обоснованными считаются решения, основанные на суждениях. Такие решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. Будем называть их логическими решениями. Принимая логические решения, люди обращаются к опыту и здравому смыслу, чтобы использовать их для прогноза возможных последствий альтернатив и обоснования своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддастся объяснению с помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма полезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают в деятельности организаций. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются по аналогии, так как "ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде".

Значительные достоинства интуитивных и логических решений – оперативность и "дешевизна" их принятия. Но наиболее эффективно такие решения "работают" лишь в сравнительно знакомых ситуациях. Однако часто реальные ситуации лишь кажутся знакомыми и простыми, но на самом деле они искажаются многими факторами, которые на первый взгляд незаметны. При этом всегда следует помнить об ошибках человеческого восприятия. Ситуации, которые представляются простыми, вполне могут оказаться предельно сложными. Если проблемная ситуация действительно уникальна и сложна, то логических суждений или интуиции может оказаться недостаточно для принятия качественного решения. "Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор". В новой ситуации слишком много неизученных факторов, которые необходимо учесть, и "невооруженный" человеческий разум обычно не способен их определить и сопоставить. Кроме того, принимая решения, основанные только на суждениях, люди могут оказаться "в плену" у собственного опыта, который будет диктовать им привычные способы действий. Вследствие этого руководитель может упустить из виду новое, более эффективное решение. Помимо этого, следуя накопленному опыту, руководители могут сознательно или бессознательно сопротивляться новым идеям, которые требуются в изменившихся условиях. Поэтому в новых или уникальных ситуациях вероятность успеха возрастает, если руководители принимают рациональные решения.

Рациональные решения, в отличие от логических, не зависят от прошлого опыта. Они основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. В данном случае термин "рациональное" характеризует прежде всего способ разработки решения, а не его качество. Рациональные решения принимаются с помощью многоэтапного аналитического процесса, но они тоже могут быть ошибочными. Вместе с тем рациональный выбор не исключает использования логики и интуиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. Поэтому рациональные решения считаются наиболее обоснованными, так как в процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку механизмы – интуиция, логика и расчет.

По возможности реализации выделяют два вида решений: допустимые и недопустимые.

Допустимые решения удовлетворяют всем ограничениям и могут быть реализованы на практике. Любые решения всегда принимаются в условиях объективных ограничений – ресурсных, временны́х, правовых, организационных, этических и т.д. Именно в пределах заданных ограничений формируется область допустимых вариантов действий, т.е. множество альтернатив, предъявляемых для выбора. Для того чтобы в будущем не возникло трудностей с реализацией управленческих решений, необходимо заранее предвидеть влияние всех факторов внешней и внутренней среды организации, выступающих в роли ограничений. Анализ ограничений – один из важнейших этапов принятия решений. Если этого не сделать или упустить из виду некоторые ограничения, то можно принять недопустимое решение, которое не может быть реализовано и поэтому не имеет никакой практической ценности.

В процессе анализа ограничений не может быть "мелочей". Управленческое решение, являясь продуктом интеллектуального труда руководителя, выступает не как самоцель, а как средство для организации последующих действий. Поэтому уже в самом процессе поиска управленческого решения необходимо учитывать возможность его реализации и принимать во внимание все факторы, которые могут помешать или, наоборот, содействовать успешному выполнению решения.

По степени достижения цели управления можно выделить неразумные, удовлетворительные и оптимальные решения. Допустимость или реалистичность принятого решения еще не означает его разумности. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограничений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными. Поскольку недопустимые решения также не приводят к поставленной цели (они вообще не могут быть реализованы), то можно дать следующее определение.

Неразумные решения – это недопустимые решения или решения, не приводящие к достижению цели управления.

Любое решение имеет смысл лишь тогда, когда оно не только реализуемо, но и позволяет достигнуть желаемых результатов. Поэтому все управленческие решения должны оцениваться с точки зрения достижения цели управления, которая устанавливается руководителем организации и выступает как дополнительное, субъективное ограничение, определяющее разумный выбор. Следовательно, объективные ограничения и цели управления являются своеобразным фильтром, очищающим множество всех мыслимых и немыслимых альтернатив от неразумных решений.

Удовлетворительными решениями следует признать такие варианты действий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе говоря, эти решения удовлетворяют всем объективным и субъективным ограничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наилучший результат. Как показывают психологические исследования, обычно в процессе принятия решений люди ограничиваются удовлетворительным результатом, прекращая дальнейший поиск решения. Такое поведение людей соответствует концепции ограниченной рациональности, предложенной Г. Саймоном.

Удовлетворительные решения наиболее часто встречаются в деятельности руководителей. Однако это не означает, что во всех управленческих ситуациях надо заведомо отказываться от поиска оптимальных, т.е. наилучших, решений. При этом необходимо помнить, что оптимальные решения являются наилучшими не в абсолютном смысле, а лишь относительно конкретной цели управления, которая выбирается человеком. Если в одной и той же ситуации разные люди преследуют различные цели, то, скорее всего, они примут разные оптимальные решения. Поэтому можно дать следующее определение.

Оптимальные решения – это решения руководителя, которые обеспечивают максимальную степень достижения цели управления. Другими словами, оптимальные решения – это наилучшие компромиссы, найденные в результате тщательного анализа и сравнения всех альтернатив. Хорошо известно, что любое управленческое решение кроме полезного эффекта имеет и негативные последствия. Поиск разумного или наилучшего компромисса между ними и составляет суть процесса принятия решения.

При этом каждой альтернативе явно или неявно приписывается некоторая полезность, которая субъективно оценивается человеком исходя из его системы предпочтений и означает степень предпочтительности данной альтернативы с учетом всех возможных последствий. Поэтому поиск оптимальных решений соответствует классической концепции максимизации полезности, которая требует исследования всего множества альтернатив, их оценивания и выбора наилучшей, даже если удовлетворительное решение уже давно найдено. Такой подход имеет смысл, если ожидаемый эффект оправдывает затраты ресурсов и времени на поиск самого решения.

По признаку инновационности выделяют рутинные, селективные, адаптационные и инновационные решения.

Рутинные решения – это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют собой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей решениями не являются. Эти решения – часть обычной рутины. Здесь руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой, почти как автомат, распознающий ситуации и поступающий по заранее заданной программе. Трудности могут возникнуть, если руководитель не обладает чутьем, неверно трактует имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действует нелогично, принимает ошибочные решения или проявляет нерешительность либо вовсе не может обеспечить эффективные действия в нужное время. Руководитель, правильно воспринимающий ситуацию, делающий верные выводы и разумно действующий, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Селективные решения предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно ЛПР. От него требуется всего лишь выбрать одну из них. На этом уровне требуется доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах. Здесь руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью, что оно окажется приемлемым, экономичным и эффективным.

Адаптационные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация известных вариантов с учетом особенностей новой ситуации. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Обычно это набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от сто личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное. Подобные решения дают ответ на проблемы, которые могли существовать и ранее, но в иной конкретной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.

Инновационные решения являются наиболее сложными, они принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее. Эти проблемы привлекают наибольшее внимание среди всех, с которыми сталкивается менеджер. Для того чтобы добиться удовлетворительного результата, необходим совершенно новый подход. Зачастую такой проблемой может быть та, которую плохо поняли ранее и для решения которой требуются абсолютно новые представления и методы. Руководителю нужно найти способы принимать совершенно неожиданные и непредсказуемые решения, предусматривающие развитие способности мыслить на новый манер. Самые современные и трудные проблемы могут потребовать для их решения создавать новые приемы и технологии.

Профессиональные компетенции, необходимые менеджерам при принятии рутинных, селективных, адаптационных и инновационных решений, приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация решений по признаку инновационности

Вид решения

Профессиональные компетенции менеджеров

Рутинный

Адекватная оценка ситуации

Гуманное лидерство

Соблюдение стандартов и регламентов

Контроль (мотивация)

Селективный

Целевыявление и целеполагание

Планирование

Анализ (развитие)

Анализ информации

Адаптационный

Идентификация проблемы

Систематизированное решение проблем

Создание рабочих групп

Анализ возможного риска

Инновационный

Системное развитие

Стратегическое планирование

Креативный менеджмент

По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на ситуационные и реорганизационные.

Ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации.

Реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.

По времени действия выделяют стратегические, тактические и оперативные решения.

Стратегические решения направлены на достижение долгосрочных целей организации.

Тактические решения обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации.

Оперативные решения принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.

По содержанию все решения можно разделить на разрешающие, запрещающие и конструктивные.

Разрешающие и запрещающие решения – это управленческие решения типа "да" или "нет", которые просто дают "добро" или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвергая идеи других людей.

Конструктивные решения предлагаются руководителем самостоятельно и отражают его активную позицию но отношению к решаемой проблеме.

Важный признак классификации управленческих решений – число лиц, участвующих в принятии решения. По этому признаку все управленческие решения разделяют на два основных вида – индивидуальные и коллективные (групповые), т.е. по признаку их коллегиальности.

Индивидуальные решения принимаются руководителем организации единолично. Это не означает, что в процессе принятия решения не могут участвовать другие люди. Руководитель организации вправе выносить любые решения на обсуждение в группу, советоваться со своими подчиненными, привлекать к решению проблемы экспертов и аналитиков, но окончательное решение он принимает самостоятельно. В связи с этим индивидуальные управленческие решения иногда называют административными, которые, в свою очередь, делятся на партисипативные и авторитарные. В подготовке партисипативных решений участвуют все члены организации или группы. В отличие от них авторитарные решения подготавливаются и принимаются руководителем организации без учета мнений своих подчиненных. Однако весьма часто управленческие решения в организациях принимаются коллективно.

Коллективные решения – это результат совместного интеллектуального труда группы людей. Такие решения принимаются с учетом интересов и позиций всех членов группы. Несомненное достоинство коллективных решений по сравнению с индивидуальными – более высокое качество и обоснованность, так как для их разработки используется гораздо больший объем информации. Однако процесс принятия коллективных решений занимает много времени и требует относительно больших затрат других ресурсов. Поэтому при выборе формы принятия управленческого решения – индивидуальной или коллективной – всегда необходимо искать компромисс между качеством решения и затратами ресурсов на его принятие. Основные виды управленческих решений но указанным признакам и их краткая характеристика приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация управленческих решений

Вид решений

Краткая характеристика

Запрограммированные

Принимаются с помощью стандартных процедур и правил

Незапрограммированные

Требуют разработки новых процедур или правил принятия решений

Интуитивные

Основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные

Логические

Принимаются на основе знаний, опыта и логических суждений

Рациональные

Принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий

Допустимые

Удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике

Недопустимые

Нереалистичные решения, которые не удовлетворяют одному или нескольким ограничениям

Неразумные

Не приводят к достижению цели управления

Удовлетворительные

Приводят к достижению цели управления

Оптимальные

Обеспечивают максимальную степень достижения цели управления организацией

Перечисленные виды далеко не исчерпывают всего многообразия управленческих решений. На самом деле практически невозможно отнести то или иное решение к одному из указанных "чистых" видов. В действительности все решения, принимаемые в организациях, являются комбинированными, т.е. находятся внутри некоторого диапазона, или континуума, расположенного между "крайними" видами решений. Например, лишь немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Любое запрограммированное решение не исключает полностью личной инициативы руководителя, который может отклониться от стандартной методики, если посчитает это необходимым. Вместе с тем даже в самых сложных ситуациях, возникающих впервые, могут оказаться полезными стандартные методики и правила выбора, применявшиеся ранее.

Полномочия менеджеров, связанные с управленческими решениями

Полномочия, связанные с управленческими решениями, лежат в основном в экономической сфере, хотя конкретные случаи проявления этих властных полномочий оказывают влияние на государственную политику, на общественную и культурную среду, скорость технологического прогресса, окружающую среду и условия, в которых работают люди; эти полномочия все равно остаются в своей сущности экономическими. Лица, принимающие управленческие решения в государственных организациях, используют властные полномочия, связанные с такими решениями, для того чтобы управлять совокупными ресурсами, добиваясь при этом выполнения задач, поставленных в тех организациях, которые они собственно и представляют. Способность контролировать расходование ресурсов дает ЛПР в организациях любого типа огромные властные полномочия. Такие полномочия можно назвать полномочиями, связанными с управленческими решениями, и их проявления могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. В бизнесе не составляет особого труда показать распределение подобных полномочий, связанных с управленческими решениями.

Как следствие управленческих решений, разработанных в крупных корпорациях, возникают властные полномочия:

• решать, какое количество рабочих мест необходимо, а также их "качество";

• на осуществление решений по вопросу о том, где, когда и как осуществлять деловую деятельность данной организации (в пределах установленных законных норм);

• решать, какие услуги, товары или сырьевые материалы покупать и у кого;

• решать, какие услуги предоставлять и какие продукты производить;

• устанавливать и контролировать цены (в пределах установленных законных норм);

• принимать решения, касающиеся объема новых инвестиций, а также вопроса о том, как, куда и когда производить инвестиции;

• формировать систему ценностей населения страны, контролировать эту систему через оказание спонсорских услуг средствам массовой информации;

• оказывать влияние на действие существующего законодательства и на подготовку и принятие новых законодательных актов;

• оказывать влияние на общее благосостояние целых сообществ посредством развития новых технологий и использования существующих технологий;

• принимать решения по выплате или удержанию дивидендов;

• принимать решения, касающиеся ресурсов, предоставляемых благотворительным, филантропическим или образовательным учреждениям;

• предоставлять другим или удерживать самому властные полномочия [1].

Управленческие решения – это конкретные проявления выбора, осуществлять который в обязательном порядке должны только менеджеры. Однако принимать решения но выбору могут не только менеджеры. Иногда решения объявляются управленческими, но не являются "законными", потому что лицо, принимающее такое решение, не уполномоченный менеджер. Поэтому такое решение не будет иметь обязательной силы, и любая профессиональная деловая организация не будет им связана.