Классификация терминалов и их функции

Транспортные терминалы могут классифицироваться по различным признакам: виду перерабатываемых грузов, количеству видов транспорта, характеру рыночного сегмента и т.д. Некоторые классификации грузовых транспортных терминалов приведены в табл. 5.1.

Функции, выполняемые терминалами в современной логистической системе, могут быть сведены в четыре основные группы, описанные ниже.

Таблица 5.1. Классификация грузовых транспортных терминалов

Признак классификации

Разновидности терминалов

Перерабатываемые грузы

- терминалы для наливных грузов;

- терминалы для навалочных и насыпных грузов;

- терминалы для тарно-штучных грузов;

- терминалы для грузов "необалк";

- терминалы для переработки контейнеров

и других интермодальных транспортных единиц;

терминалы "Rо-Rо" для обработки судов с горизонтальной погрузкой

Количество видов транспорта

- унимодальные терминалы;

- интермодальные терминалы (иногда терминалы, где стыкуются два или три вида транспорта, именуют "бимодальными" и "тримодальными" соответственно)

Характер обслуживаемого сегмента рынка

- терминалы общего пользования;

- терминалы, создаваемые для обслуживания группы клиентов или единственного клиента (часто создаются ЗР£- профайлерами и выполняют функции хаба в соответствующей цени поставок);

— терминалы в составе логистических центров;

— терминалы, создаваемые грузовладельцами для собственных нужд

Характер взаимодействия с другими логистическими объектами

— терминалы, действующие автономно; - интегрированные терминалы (например, транспортный терминал, интегрированный в складской или производственный комплекс)

Роль в терминальной системе

- терминалы, обслуживающие определенную территорию — хинтерланд;

— перевалочные терминалы (хабы)

1. Обеспечение максимальной эффективности магистральных перевозок, которое предполагает:

— консолидацию грузопотоков. Размер партий, которые формируются на терминалах, должен обеспечивать использование на перевозках между терминалами транспортных средств максимальной грузоподъемности, создавая эффект масштаба;

- обеспечение быстрой обработки магистральных транспортных средств. Высокая скорость погрузки и разгрузки в сочетании с адекватным режимом работы терминала (оптимальный вариант — 365 х 7 х 24) должна сводить к разумному минимуму простои магистрального транспорта под грузовыми операциями.

2. Предоставление услуг, связанных с транспортировкой, к которым относятся:

- прием грузов от отправителей и выдача их получателям (в случаях, когда транспортный оператор не обеспечивает доставки "от двери" или "до двери");

— организация подвоза и развоза грузов в зоне терминала;

— формирование транспортных пакетов и контейнеризация грузов;

- оформление транспортных и других сопутствующих процессу грузодвижения документов;

- краткосрочное хранение и предоставление груженых и порожних контейнеров, полуприцепов и съемных кузовов;

- временное храпение поддонов и контейнеров;

- подготовка обменных транспортных единиц (прицепов, полуприцепов, съемных кузовов);

- обслуживание и мелкий ремонт транспортного оборудования и т.д.

3. Предоставление услуг, связанных с процессом товародвижения. Такие услуги, часто именуемые value added services (услуги, создающие добавленную ценность), получают все большее развитие по мере интеграции терминалов в логистические системы. К ним относятся:

— маркировка, упаковка и сортировка товаров;

— кратковременное хранение товаров;

— распределение товаров в зоне терминала в соответствии с инструкциями клиент;

- несложные технологические операции с товарами (например, сборка изделий, доставляемых в частично разобранном состоянии, предпродажная подготовка и т.д.).

4. Управление грузовыми и транспортными потоками. Эти функции могут быть реализованы при условии, что несколько терминалов действуют в единой системе. Чем больше в системе терминалов, тем выше потенциальный эффект функций управления потоками. К ним относятся:

- концентрация грузовой работы за счет закрытия менее загруженных терминалов и переключения потоков на более мощные объекты. Увеличение дальности подвоза и развоза при этом компенсируется снижением стоимости услуг терминалов и магистральных перевозок;

- концентрация грузовых потоков на основе применения в системе технологии "ступица-спица";

- интеграция однородных технологических операций (например, переработка на терминале различных типов интермодальных транспортных единиц с помощью универсального оборудования);

— привлечение грузопотоков на недостаточно загруженные или несбалансированные по грузопотокам направления перевозок путем дифференциации перевозочных и перевалочных тарифов;

— привлечение грузопотоков на определенные направления путем открытия регулярных сервисов;

— повышение эффективности системы за счет интеграции отдельных терминалов в инфраструктуру складских комплексов, промышленных зон, логистических центров и т.д.