Классификация рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг можно классифицировать по различным признакам. Ниже мы охарактеризуем четыре основные классификационные категории.

I. По стадиям выпуска и обращения ценных бумаг различают первичный и вторичный рынок (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Выпуск и обращение ценных бумаг

Первичный рынок – это рынок, на котором предприятие продает ценные бумаги первым владельцам (этот вид деятельности называется размещением ценных бумаг). За счет этого предприятие привлекает финансовые ресурсы для целей своего развития.

Вторичный рынок – это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг, т.е. инвесторы продают ценные бумаги друг другу. На вторичном рынке происходит не аккумуляция денежных средств для предприятий, а перераспределение средств между инвесторами. Очень часто финансовые менеджеры считают, что для компании первостепенное значение имеет первичный рынок, так как только на нем компания получает денежные средства, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов, а вторичный рынок имеет второстепенное значение. Недооценка роли и значения вторичного рынка ценных бумаг конкретного эмитента приводит к тому, что этой компании будет сложно провести новую эмиссию акций. Если отсутствует вторичный рынок или этот рынок является низколиквидным, то инвесторы с большой осторожностью будут относиться к приобретению акций новой эмиссии таких компаний, так как продать их потом будет невозможно, или продажа будет осуществлена с большим дисконтом. Как это ни парадоксально звучит, но если не будет вторичного рынка, то не будет и первичного.

Роль и значение вторичного рынка для предприятия определяются следующими основными факторами:

■ во-первых, на вторичном рынке формируется цена акций, что определяет рыночную капитализацию компании;

■ во-вторых, если компания развивается успешно и представляет интерес для инвесторов, то цена акций растет. Следовательно, последующие выпуски ценных бумаг эмитент будет размещать по более высоким ценам, что обеспечивает привлечение большего объема денежных средств при меньшем количестве вновь выпускаемых акций;

■ в-третьих, наличие ликвидного вторичного рынка позволяет компании провести более удачное размещение акций новой эмиссии и продать акции по более высокой цене.

II. По организации торговли ценными бумагами различают биржевой и внебиржевой рынки (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Классификация рынка по организации торговли ценными бумагами

Биржевой рынок – это организованный рынок ценных бумаг, на котором операции по купле-продаже ценных бумаг осуществляются на бирже в строгом соответствии с установленными правилами. На биржевом рынке ведется торговля ценными бумагами наиболее надежных эмитентов, которые допускаются на биржу только после прохождения определенной процедуры отбора. За деятельностью эмитентов осуществляется постоянный контроль со стороны биржи. Биржевая торговля проводится в специально оборудованном помещении (бирже) по строгому графику в течение биржевых (торговых) сессий и по установленным биржей жестким правилам, которые обязательны для исполнения участниками торгов.

Внебиржевой рынок – это рынок, на котором операции купли-продажи ценных бумаг совершаются вне помещения биржи. В зависимости от наличия установленных правил торговли различают организованный и неорганизованный внебиржевые рынки.

Организованный внебиржевой рынок – это рынок, основанный на современных компьютерных системах связи, которые обеспечивают совершение операций по купле-продаже ценных бумаг по жестко формализованным нормам, обязательным для участников данного рынка.

Организованный внебиржевой рынок развивается под влиянием двух противоположных факторов. С одной стороны, его возникновению способствовало стремление участников фондового рынка создать систему, являющуюся альтернативой биржевой торговле, так как многие компании были не удовлетворены правилами работы биржи, обусловливающими высокие комиссионные платежи, жесткие ограничения по допуску на биржу ценных бумаг, монопольное положение членов биржи и т.д. Поэтому параллельно биржевому рынку в странах с развитым фондовом рынком начали создаваться внебиржевые организованные рынки ценных бумаг. С другой стороны, формированию внебиржевого рынка способствовали сами фондовые биржи, которые начали создавать альтернативные торговые площадки.

Неорганизованный (уличный) рынок – это всегда внебиржевой рынок, который характеризуется отсутствием строгих правил совершения операций с ценными бумагами, высокой степенью риска, большим числом мошеннических операций.

III. По принципу возвратности денежных средств инвестору различают рынок долговых финансовых инструментов и рынок прав собственности (рынок долевых ценных бумаг).

На рынке долговых финансовых инструментов обращаются временно свободные финансовые ресурсы, т.е. предприятия получают денежные средства на определенный срок, по истечении которого они подлежат возврату. Долговой финансовый рынок представлен рынком облигаций и векселей. Детально вопросы, связанные с облигациями и векселями, будут освещены в последующих главах.

На рынке прав собственности обращаются долевые ценные бумаги, которые представлены различными видами акций, выпускаемых акционерными компаниями (корпорациями). Термин "долевая ценная бумага" означает, что капитал компании поделен на определенные доли, каждая из которых соответствует одной акции. Покупая акцию, инвестор приобретает одну долю в капитале компании и становится акционером – совладельцем компании наряду с другими акционерами. Деньги, уплаченные за акции, становятся собственностью компании, которая не обязана их возвращать инвесторам. Эти средства используются для развития компании, приобретения машин, оборудования и т.п., а акционеры как собственники получают права на участие в управлении компанией и на получение части прибыли в виде дивидендов. Подробно механизм действия акций будет рассмотрен далее.

На фондовом рынке представлены акции самых различных компаний: крупных, средних, небольших, известных и малоизвестных.

IV. В зависимости от размера и известности компаний, а также количества находящихся в свободном обращении акций и уровня их ликвидности на фондовом рынке выделяют несколько групп предприятий. Эти группы принято называть эшелонами.

Акции компаний первого эшелона получили название "голубые фишки". К ним относятся крупные известные стабильно работающие компании. В России эти компании знает даже рядовой обыватель, далекий от рынка ценных бумаг. Достаточно назвать только некоторые из них: "Газпром", "Сбербанк", "Роснефть", "ЛУКойл", ГМК "Норильский никель" и др. Название "голубые фишки" происходит от американских казино, где самые дорогие фишки были голубого цвета. Действительно, акции компаний первого эшелона ценятся на рынке очень дорого, но они того и стоят. Акции данных компаний являются низкорискованными и высоколиквидными.

Низкий риск в деятельности данных компаний обусловлен тем, что они производят продукцию и оказывают услуги, которые жизненно необходимы. Возьмем, например, компанию "Газпром" – громадный холдинг, объединяющий предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа. Газ является основным видом топлива, которое используется как в домашнем хозяйстве, так и на промышленных предприятиях. На сегодняшний день без газа не может существовать ни одна страна. Поэтому продукция "Газпрома" является востребованной как в России, так и за рубежом. Что бы ни происходило в мире – войны, революции, природные катаклизмы, – домохозяйства и предприятия газ потребляли и будут потреблять. А следовательно, они будут оплачивать продукцию "Газпрома", в результате чего денежные потоки стабильно идут в компанию, что обеспечивает ее развитие. В этой связи можно уверенно утверждать, что "Газпром" обладает такими ресурсами, которые востребованы рынком, так что компания вряд ли в обозримом будущем станет банкротом и прекратит свое существование. Поэтому акции "голубых фишек" считаются надежными инвестициями. Безусловно, цены акций будут колебаться, расти, снижаться, но они всегда будут иметь какую-то стоимость. Поэтому полностью потерять свои инвестиции на компаниях первого эшелона практически невозможно.

Термин "ликвидность" означает, что акции компаний первого эшелона можно легко купить и продать. Ликвидность обеспечивается за счет следующих факторов:

1) на рынке в обращении находится достаточно большое количество акций, а чем больше акций находится в свободном обращении, тем легче их купить и продать;

2) на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей. Акции "голубых фишек" весьма привлекательны для инвесторов, поэтому они пользуются повышенным спросом, и сделки купли-продажи с этими акциями совершаются регулярно;

3) разница между ценой покупки и ценой продажи составляет небольшую величину. В результате этого спред, т.е. разница между ценой покупки и продажи, является минимальным. Например, по акциям "Сбербанка" цена в заявке на покупку указана в размере 92,35 руб., а в заявке на продажу – 92,39 руб. Таким образом, разница в ценах составляет всего 4 коп. Вы понимаете, что кто-нибудь из участников рынка – или продавец, или покупатель – уступит, и сделка состоится.

Данные акции используются для проведения спекулятивных операций за счет колебаний цены акций около ее среднего значения. В течение одного дня разница между максимальным и минимальным значением цены в условиях стабильного развития рынка составляет 1,5–2%, а в моменты нестабильности достигает 5–7%. Такой разброс цен создает условия для спекулятивной игры и извлечения прибыли на кратко- и среднесрочных колебаниях.

Например, 5 марта 2014 г. на бирже минимальная цена акций "Газпрома" составляла 125,03 руб., а максимальная – 131,0 руб. Таким образом, спред по акциям составил 5,97 руб., или 4,8%. Если инвестор грамотно проводит операции, то он получает очень высокую доходность на изменениях цены акций. В принципе, ничего сложного в этом нет. Главная проблема для человека, который инвестирует средства на фондовом рынке, – это время, необходимое для постоянного наблюдения за происходящими на финансовом рынке процессами, проведения анализа финансового состояния компании, оценки перспектив ее развития и ее конкурентных преимуществ.

Отдельную группу составляют компании средней капитализации, которые образуют второй эшелон. Это хорошие, но менее известные компании, количество находящихся в обращении акций этих компаний меньше, чем у "голубых фишек", интересуется этими акциями меньшее число инвесторов. Поэтому сделки по приобретению и продаже данных акций проходят с меньшей активностью. Если по таким "голубым фишкам", как "Сбербанк", дневной оборот торгов на Московской бирже весной 2014 г. составлял 8–10 млрд руб., то по акциям компаний второго эшелона (например таким, как "Аэрофлот", "Мечел", "Новолипецкий металлургический комбинат") –100–200 млн руб.

Привлекательность данного сегмента рынка обусловлена тем, что у этих акций есть существенный потенциал роста.

К компаниям третьего эшелона относятся средние и мелкие предприятия, которых называют компаниями малой капитализации. Эти компании сравнительно недавно вышли на рынок, количество их акций, находящихся в свободной торговле, невелико. Такие акции являются низколиквидными. Спред по данным акциям составляет 10–30%, в течение дня по ним совершается 3–7 сделок, а в отдельные дни сделок вообще не бывает. Эти акции очень сложно продать.

Чем же привлекают инвесторов данные акции? Привлекательность данных акций заключается в том, что они существенно недооценены, а значит, у них есть значительный потенциал роста. Однако инвестору, который решил приобрести данные акции, придется набраться терпения. Цены на акции в течение года-двух могут находиться на одном уровне, а потом вдруг взлететь. Не у каждого инвестора хватает выдержки и терпения смотреть на то, как рынок в целом растет, а приобретенные им акции третьего эшелона стоят на месте. Не выдержав такого "безобразия", он продает акции, но бывает, что через два-три месяца после продажи цены, как правило, резко растут. Поэтому для инвестора, приобретающего низколиквидные акции, очень важны психологическая устойчивость и уверенность в том, что выбор сделан правильно.

Выбрать недооцененные акции среди громадного числа обращающихся на рынке ценных бумаг инвестору помогает фундаментальный анализ. В процессе анализа изучается финансовое состояние компании, проверяются денежные потоки компании, оцениваются перспективы развития данного бизнеса и конечном счете определяется, сколько должна стоить одна акция. Если текущие рыночные цены акций существенно ниже, чем расчетная цена, то принимается решение о приобретении акций. Методика проведения фундаментального анализа раскрывается в последующих главах.

Таким образом, рынок ценных бумаг возникает тогда, когда появляется необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства и есть юридические и физические лица, обладающие свободными денежными средствами. Именно на рынке ценных бумаг находят друг друга продавцы и покупатели финансовых средств.