Юридическое образование: его роль и значение в формировании правосознания и правовой культуры

Юридическое образование - процесс и результат познания государственно-правовых явлений и овладения основами юридической профессии. Это система фундаментальных и специальных знаний конкретного индивидуума, обусловленная общественными потребностями и одновременно это система юридических знаний, накопленных за время развития человеческой цивилизации, обладающая признаками саморазвития.

Юридическое образование имеет целью всестороннюю подготовку специалистов - профессионалов в области юриспруденции, способных правильно толковать и применять закон, разбираться с позиции права во всех тонкостях конкретной жизненной ситуации, принимать решение, руководствуясь исключительно буквой и духом закона, реализовывать свои способности и полномочия на благо личности, общества, государства. Поэтому юридическое образование сегодня, в условиях модернизации всей высшей школы, требует к себе особо пристального внимания в целях выявления совокупности проблем, связанных с качеством подготовки юристов, организационной и содержательной стороной процесса преподавания, финансовым состоянием высших учебных заведений и т.д.

Юридическое образование, призванное реализовать потребности, интересы личности и общества в научном овладении профессиональной юридической деятельностью, выступает в качестве необходимого компонента совокупности факторов, обеспечивающих нормальное, культурное развитие любого социума. Жизнеобеспечительная, культурологическая и гуманистическая функции юридического образования раскрывает его сущностные качества, определяют его роль и значение в формировании правосознания и правовой культуры.

Как процесс развития и саморазвития личности, образование органически взаимосвязано с воспитанием и просвещением. С одной стороны, оно выступает условием и формой их реализации, с другой - результатом их взаимодействия. Правовое воспитание и правовое обучение (просвещение и образование) неотделимы друг от друга, но в то же время имеют неодинаковое значение и собственные формы существования. Обучение включает овладение знаниями, изучение законов, юридических конструкций и технологий, а воспитание происходит в результате освоения правовых ценностей, постижения гуманистических начал права, жизни по праву, в соответствии с законом. Правовое воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а юридическое образование получают в определенной системе и в определенное время, оно делится на уровни, категории и влечет за собой приобретение юридической профессии.

Для студентов-юристов следует особо подчеркнуть неразрывную связь данных явлений, так как от их уровня правосознания и правовой культуры, профессиональной грамотности будут зависеть человеческие судьбы и будущее страны. В связи с этим приведем два предупреждения современным студентам из прошлого.

Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов...

И. А. Ильин

Следует проникнуться мыслью о необходимости подчинения образования стремлению к самой высокой степени просвещения, ибо полуобразованность приносит больше вреда, нежели пользы, что надобно выпить всю чашу просвещения или совсем не касаться к ней.

Из речи студента-юриста Н. Коковского 29 апреля 1812 г. в Ярославском (Демидовском) училище

Юридическое образование и правовое просвещение должны занимать особое место в образовательном пространстве России. Конституция РФ провозгласила верховенство закона, а для того чтобы это стало реальным, каждый гражданин должен знать юридическую "азбуку", государственные чиновники обязаны быть юридически грамотными и в большинстве своем иметь высшее юридическое образование, а работники правоохранительной сферы и правосудия - быть профессионалами, юристами высокого класса и иметь хорошую общекультурную подготовку.

Юридическое образование, по нашему мнению, должно быть единым, цельным и в то же время многообразным, соответствовать потребностям и структуре общественной системы вообще и конкретному историческому пространственно-временному измерению в частности. Должно быть достигнуто соответствие между демографической структурой общества, его потребностями и структурой и конечными показателями юридического образования.

Структура юридического образования может быть многоуровневой, а процесс образования - непрерывным. Это семейное и дошкольное просвещение и воспитание - изучение правил движения на улицах и дорогах, системы обеспечения безопасности, элементарных норм поведения; начальное юридическое просвещение в системе общего среднего образования (школа, гимназия) - получение общих знаний о системах государственного и правового устройства, управления обществом, правах и обязанностях гражданина, государственных символах; среднее профессиональное юридическое образование (колледж, техникум) - подготовка специалистов по учетно-кадровому обслуживанию, делопроизводству, подготовке документов, помощников следователей, нотариусов, а также специалистов соответствующего управленческого звена; высшее профессиональное юридическое образование - бакалавры (четыре года), специалисты (пять лет), магистры (шесть лет); постоянно действующая система повышения квалификации и переподготовки кадров; высшее послевузовское профессиональное образование - аспирантура, докторантура, адъюнктура, институт соискательства.

Структуре образования должна соответствовать и структура воспитательных и учебных учреждений, статус которых устанавливается государством и им же осуществляется надзор за их деятельностью.