Классификация рисков инновационной деятельности

Перечень рисков, возникающих в инновационном предпринимательстве, достаточно велик, поэтому охарактеризовать все в рамках данной работы невозможно. На рис. 21.1 представлены основные группы рисков, с которыми сталкиваются при осуществлении своей деятельности инновационные предприятия. Данная классификация позволяет увидеть наиболее важные зоны риска при инновационном предпринимательстве.

Основная группа рисков – это риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одна из причин возникновения последних – необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии инновационного предприятия, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников предприятия. Если собственники предприятия стремятся к быстрейшему нарастанию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу других предприятий, владельцами которых они являются, долгосрочная экономическая цель реализации инновационного проекта в виде максимизации доли предприятия на рынках сбыта не будет достигнута.

Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Если допущена такая ошибка и будущее финансовое состояние предприятия оценено как устойчивое, а целью инновационного проекта выбрана максимизация получения прибыли в краткосрочном плане, то при изменении конъюнктуры рынка финансовое положение предприятия может резко ухудшиться. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Однако предприятием уже могут быть произведены определенные расходы для осуществления первоначальной цели проекта, и при изменении характера инновационного проекта они окажутся излишними, а также возникнет потребность в дополнительных, ранее не предусматривавшихся расходах.

Рис. 21.1. Основные группы рисков в инновационной деятельности

Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может стать ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых авторских инновационных проектов, разрабатываемых учеными. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает его практическую значимость и исходит из заведомо оптимистического взгляда на ценность своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки. Следует отметить, что именно "авторские" инновационные проекты остаются наиболее рисковыми, так как они, как правило, выполняются не под конкретного заказчика, поэтому результат не всегда находит покупателей, а расходы по реализации проекта могут стать для разработчиков невосполнимыми затратами.

Риски, связанные с финансированием инновационной деятельности, возникают в ситуации, когда инновационная деятельность требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить, т.е. не смогло привлечь инвестиционные или кредитные средства.

При выборе источника финансирования инновационной деятельности у предприятий существует три возможных варианта финансирования: самофинансирование деятельности, опора на внешние источники финансирования, комбинация вышеназванных вариантов финансирования.

Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования, который возможен в следующих случаях:

• если выбран метод самофинансирования, инновационное предприятие может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения предприятием финансового плана по прибыли;

• если основными источниками финансирования инновационной деятельности служат внешние источники, бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства либо наложения ареста на имущество кредиторов или инвесторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов или инвесторов;

• при комбинированном методе финансирования инновационной деятельности, т.е. если предприятие использует одновременно несколько источников, на определенных этапах реализации проекта их может не хватить из-за сложности комбинирования финансовых ресурсов или из-за невозможности получения средств у одного из источников финансирования, по независящим от предприятия причинам.

Риски, связанные со снабжением инновационной деятельности ресурсами, необходимыми для ее осуществления, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационной деятельности. В некоторых случаях для ее осуществления необходимы уникальное оборудование, высококачественные комплектующие или материалы, также требующие разработки и освоения. Поэтому перед инновационным предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационной деятельности. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предприятию приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью (политические, валютные и другие риски).

Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и нельзя будет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприятия при осуществлении инновационной деятельности могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и при невыполнении поставщиками своих обязательств по срокам, качеству предоставляемых услуг и т.п.

Как правило, выделяют четыре группы маркетинговых рисков сбыта результатов разработанного инновационного продукта (рис. 21.2).

Рис. 21.2. Классификация маркетинговых рисков сбыта результатов разработанного инновационного продукта

Возникновение риска ошибочного выбора целевого сегмента рынка возможно в следующих ситуациях:

– спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным; на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;

– выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена неверно;

– для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т.п.

Риск недостаточной сегментации рынка чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высоких качества и стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их приобрести, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий.

Риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества возникает из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю. Эффективность сбыта новшеств зависит от сложности каналов сбыта: пользуется ли инновационное предприятие услугами оптовых и розничных посредников или занимается реализацией товаров конечному потребителю сам. Если предприятие реализацию новшества на рынке осуществляет собственными каналами сбыта, его руководство может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, неэффективно организовать оплату труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов.

Для того чтобы добиться большей независимости от торговых фирм, инновационная фирма должна создавать собственную сбытовую сеть. Однако издержки на ее ОГЛАВЛЕНИЕ вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. А это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж.

Риск проведения неэффективной рекламы новых либо с усовершенствованными характеристиками товаров и услуг наступает, если реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя, неверно сегментирована, непрофессионально выполнена в результате размещения заказа на нее случайным агентствам (в целях экономии), а также, если ошибочно выбраны не самые эффективные формы рекламы.

Риск неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) в инновационной деятельности возникает в нескольких случаях (рис. 21.3).

Рис. 21.3. Причины возникновения рисков неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)

1. Отказ партнера от заключения договора после проведения переговоров. Такой риск возникает при необходимости изменения предварительных условий контракта и недобросовестности партнера, например из-за вероятности "переключения" партнера (поставщика или заказчика) на конкурирующие фирмы, которые могут предложить лучшие условия сделки, а также из-за ухудшения рыночной конъюнктуры, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения.

2. Заключение инновационных предприятием договоров на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых либо обычных для предприятий данной отрасли. Такая ситуация возможна в том случае, если для выполнения инновационного проекта требуются уникальное сырье, материалы или комплектующие изделия, количество поставщиков которых ограничено. В этом случае поставщики могут навязывать предприятиям дополнительные требования, например обязательства по транспортировке закупаемых товаров и их страхованию, открытию аккредитива, предоставлению банковской гарантии и т.п. Данный риск возникает и тогда, когда инновационное предприятие не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ему заключать более сложные контракты на выгодных условиях.

3. Заключение контрактов с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами). Например, при заключении договоров на закупку ресурсов либо оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые неправомочны заключать такие договоры или не в состоянии выполнить своих обязательств из-за тяжелого финансового положения. Данный вид риска также может возникнуть при принятии инновационным предприятием заказов на изготовление продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В данной ситуации возникает риск того, что понесенные потери не окупятся своевременно, а предприятию необходимо искать альтернативных заказчиков, пересматривать сроки реализации инновационной деятельности.

4. Партнеры могут не выполнить договорные обязательства в установленный срок. В результате возникают потери у инновационного предприятия, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнением партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта. Задержки происходят как по вине партнеров, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами (например, транспортными, экспедиторскими и другими предприятиями в связи с поставкой товаров или банками при оплате продукции).

Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов в первую очередь наступают в случае увеличения рыночных цен на ресурсы (услуги), приобретаемые в процессе инновационной деятельности в результате:

• возможных ошибок в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынках необходимых ресурсов;

• изменения цен на ресурсы поставщиками, с которыми заключены долгосрочные договоры, предусматривающие возможности для пересмотра цен.

В эту же группу рисков входит риск дополнительных выплат за срочность выполнения работ и поставок, заменяющих своевременно не выполненные партнерами. Расходы в данном случае связаны с резким удорожанием заказов, которые инновационному предприятию приходится размещать у альтернативных поставщиков и подрядчиков.

Кроме этого, в процессе осуществления инновационной деятельности может быть нанесен ущерб третьим лицам. Здесь возникают риск причинения морального и материального ущерба гражданам и риск загрязнения окружающей среды. Соответственно инновационное предприятие вынуждено компенсировать нанесенный гражданам ущерб, а также выплачивать штрафы за загрязнение окружающей среды.

На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни предприятий, что служит причиной возникновения рисков усиления конкуренции в сфере инноваций, к которым приводят:

• утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;

• несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации;

• замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;

• использование конкурентами методов недобросовестной конкуренции;

• появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;

• выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, где осуществляет свою деятельность данная фирма;

• появление местных новых предприятий-конкурентов;

• экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения инновационной деятельности, занимают значительное место в общем перечне рисков деятельности инновационных предприятий. Успех инновационной деятельности в решающей мере зависит от того, насколько персонал, участвующий в ней, осознает свою ответственность и заинтересован в результатах этой деятельности. Кадровые риски возникают на всех стадиях инновационной деятельности. Ошибки могут быть допущены при разработке новшеств, т.е. при разработке технической документации; ошибки персонала возможны и в процессе технического воплощения новинки в производство, ошибки возможны при разработке маркетинговой стратегии вывода новшества на рынок. Ошибки могут быть допущены вследствие недостаточной квалификации и тренировки персонала, в результате перегрузки, усталости, болезни и, наконец, халатности и злого умысла.

Ошибки, допускаемые персоналом в процессе деятельности, как правило, группируются следующим образом:

поведенческие, проявляющиеся вне зависимости от содержания профессиональной деятельности и связанные с различными аспектами информации, перерабатываемой человеком (темп, объем и т.п.). К непосредственным причинам поведенческих ошибок работников относятся их личные качества: внимание, навыки и умения, способность к переработке информации, склонность к риску;

производственные, обусловленные спецификой деятельности персонала, причины таких ошибок обусловлены низким уровнем самоорганизации руководителей и исполнителей конкретных операций в процессе осуществления деятельности, незначительной мотивацией труда, плохой организацией деятельности и т.п.;

комплексные, объединяющие в целом индивидуально-психологические особенности личности, особенности сложившихся взаимоотношений между персоналом на предприятии, а также особенности сложившихся на предприятии взаимоотношений между персоналом и руководством. Причины комплексных ошибок персонала вытекают из-за несовпадения стратегии развития предприятия с уровнем активизации и мотивации труда его персонала, неоптимальной структуры управления предприятием.

Инновационным предприятиям можно порекомендовать применять так называемое бутлегерство, когда до 15% рабочего времени научных работников и специалистов разрешается уделять разработке инновационных проектов на свой риск и под свою ответственность. Ведущие специалисты фирм с наукоемким производством таким образом уходят от контроля администрации, получая максимальную свободу действий. Безусловно, для достижения высоких результатов "бутлегерам" должны быть предоставлены соответствующие ресурсы для ведения работ на свой страх и риск, а также дано право на ошибку. Такие гарантии способствуют созданию творческой атмосферы на предприятии, поскольку боязнь неудач и ошибок отрицательно влияет на эффективность инновационной деятельности.

Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений – результат недостаточной патентной защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

В некоторых случаях предприятия в целях экономии средств проводят патентование изобретений на относительно короткий срок, в результате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на использование данных инноваций.

Риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение монопольной прибыли. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случаях, указанных на рис. 21.4.

Рис. 21.4. Причины признания патента недействительным полностью или частично

В системе инновационных рисков определенное место занимают риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных предприятием инноваций. Легальная имитация возникает обычно при так называемых параллельных разработках, когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации. Риск нелегальной имитации связан, как правило, с тем, что предприятию-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.

Следует отметить, что на деятельность инновационных предприятий влияют также риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, инвестиционные и др. Кроме этого, особый блок рисков в инновационном предпринимательстве занимают риски, связанные с коммерциализацией инноваций. Последнее состоит в сведении разработчика идеи и ее заказчика на стадии опытного производства и массового тиражирования. Коммерциализацию инноваций часто называют также трансфертом технологий, коммерциализацией технологий, инновационными технологиями. В общем случае коммерциализация инноваций предполагает получение экономического эффекта от реализации научно-технологической разработки, находящейся на различной стадии завершения, начиная от идеи и заканчивая производством продукции.

Для характеристики процесса коммерциализации инноваций используем понятие "жизненный цикл инновации", который представляет определенный период, в течение которого инновация приносит прибыль. Жизненный цикл показывает, что всякий товар как продукт имеет ограничения по периоду продолжительности жизни, в процессе которого проходит несколько определенных стадий: период развития (разработка), внедрение, рост, зрелость и спад.

На каждой стадии жизненного цикла инновации возникают свои виды рисков. Стадия разработки – наиболее важная на всем жизненном пути инновации; имеет большую продолжительность. Для планирования развития инновационного предприятия при определении направлений и темпов обновления продукции следует учитывать время, необходимое для того, чтобы довести новую продукцию от идеи до полного коммерческого использования, не пропустив наилучшего момента вывода нового товара на рынок. Именно с этим и связана рискованность данного этапа.

Стадия выведения инновации на рынок – начинается с первым выходом новинки на рынок. Клиентами являются новаторы, уровень продаж низкий, прибыль – отрицательная, конкуренция значительная. Зона риска – повышенная, инновационный предприниматель должен приложить усилия, чтобы потребитель решился опробовать новый товар. Маркетинговая стратегия на данной стадии должна быть направлена на информирование потребителей, на их убеждение, формирование достаточного числа торговых точек. Кроме этого риски на данной стадии связаны с необходимостью прогнозирования цены инновации, насколько правильно будет определена будущая цена инновации (цена верхнего предела), зависит возможность привлечения инвестиций на данном этапе жизненного цикла инновации, без которых достаточно часто невозможно далее коммерциализировать инновацию.

Стадия роста – если новинка удовлетворяет интересы потребителей, ее сбыт существенно возрастает, быстро покрывает издержки и инновация начинает приносить прибыль. На этом этапе увеличивается конкуренция, поэтому важна правильная рекламная поддержка продвижения нового товара, что требует больших затрат, так как цены остаются на прежнем уровне или слегка снижаются по мере роста спроса. Риски связаны с определением рекламной стратегии и стимулированием продаж. Прибыли на этой стадии растут в связи с тем, что издержки на стимулирование сбыта приходятся на больший объем продаж при одновременном сокращении издержек производства.

Для снижения рисков на данном этапе инновационному предприятию необходимо: повышать качество инновации; расширять рынок сбыта, проникая в новые сегменты; применять новые каналы распределения новинки, использовать рекламу, ориентированную на приобретение; своевременно снижать цены.

Стадия зрелости – наиболее продолжительная; связана с тем, что борьба за долю рынка становится очень острой, конкуренция усиливается, в стратегии инновационной деятельности предприятия преобладают "оборонительные" тенденции, риски максимально усиливаются за счет указанных факторов. Для снижения рисков требуется комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на стимулирование сбыта, необходимо снижать цены, разрабатывать направленную рекламную кампанию, переходить на более дешевые каналы распределения.

Стадия упадка – характеризуется уменьшением объема продаж. Риски на данной стадии связаны с появлением на рынке новой продукции, которая лучше удовлетворяет существующие потребности, а также с изменением вкусов и запросов потребителей. В результате возникновения данных рисков происходят снижение цены и прибыли, рост недозагрузки производственных мощностей, снятие старой продукции с производства, уход некоторых предприятий с рынка.

Таким образом, знание стадий жизненного цикла инновации помогает, вырабатывая правильные управленческие решения в области управления рисками, регулировать процесс инновационного предпринимательства, своевременно выводить на рынок новинки и принимать решения об обновлении выпускаемой продукции. Работа по оценке состояния жизненного цикла товара должна носить постоянный характер. Для этого необходимы обработка информации по объемам продаж, их прогнозирование с использованием математического аппарата (например, метода векторного прогнозирования).