Классификация расходов некоммерческой организации

Все расходы некоммерческих организаций можно классифицировать по определенным критериям. Классификация расходов зависит, как и классификация доходов, от вида деятельности организации. С точки зрения этого критерия можно разделить расходы на две основные группы:

– расходы на организацию (осуществление) уставной деятельности;

– расходы на организацию деятельности, приносящей доходы.

Такое деление условно по материально-вещественному составу, так

как часто расходы, необходимые и для основной уставной деятельности и для деятельности, приносящей доходы, по структуре мало чем отличаются.

Пример

Для университетов основные статьи расходов но уставной деятельности: заработная плата преподавателей, расходы на оплату помещений, ЖКХ, административного персонала. Если будет идти речь о платных образовательных услугах, то основными направлениями использования полученных доходов будут заработная плата преподавателей, расходы на оплату помещений, ЖКХ, административного персонала и пр. Таким образом, по структуре расходы по уставной деятельности и деятельности, приносящей доходы, могут совпадать.

Некоторые НКО для расширения уставной деятельности принимают участие в реализации социальных, благотворительных и иных программ, финансируемых за счет внебюджетных источников, а также и в бюджетных программах, финансируемых за счет средств бюджетов публично правовых образований и государственных внебюджетных фондов. В этом случае расходы на уставную деятельность можно подразделить на программные и общие расходы, а именно:

– расходы па организацию основной уставной деятельности, финансируемой за счет средств учредителей, участников и членов;

– расходы на организацию уставной деятельности, реализуемой за счет участия в различных программах.

С точки зрения источников финансирования расходы делятся:

– на расходы, финансируемые за счет взносов учредителей или участников;

– расходы, финансируемые за счет грантов физических лиц;

– расходы, финансируемые за счет бюджетных программ;

– расходы, финансируемые за счет различных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих).

Классифицируют расходы некоммерческой организации также с точки зрения их общего или специфичного характера. Какие бы цели ни ставила перед собой некоммерческая организация, она должна расходовать полученные средства на выплату заработной платы сотрудникам, организующим ее деятельность, обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, служебные командировки сотрудников, ОГЛАВЛЕНИЕ помещений, автотранспорта, компьютерной техники и другого имущества. Такие расходы можно назвать общими, или административными расходами.

К общим (административным расходам) некоммерческой организации относятся:

– заработная плата административно-хозяйственного персонала, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

– расходы но аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно-хозяйственный персонал;

– абонентская плата за стационарный телефон, мобильную связь и Интернет;

– почтово-телеграфные расходы;

– командировочные и представительские расходы;

– расходы на проведение обязательного аудита;

– амортизационные отчисления;

– плата за коммунальные услуги, расходы на ремонт и др.

В Российской Федерации негосударственные некоммерческие организации могут самостоятельно устанавливать объемы административных расходов, поэтому очень велик их размах от 5 до 85% от общего объема расходов.

В то же время некоммерческая организация должна осуществлять расходы, связанные с реализацией ее уставной деятельности. Такими расходами для некоммерческой организации, например, в области социального обеспечения, являются расходы па приготовление и доставку бесплатных обедов или расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ приютов для бездомных. Если некоммерческая организация занимается предоставлением различной социальной помощи, то к таким расходам будут относиться расходы на выплату денежных пособий, расходы на предоставление услуг в натуральной форме, например, обеспечение детей из многодетных или малообеспеченных семей одеждой или продуктами питания, или канцелярскими товарами, предоставление консультаций семьям, переживающим кризис, и т.д. Такие расходы назовем целевыми. Есть еще одно деление таких расходов. Целевые расходы можно отнести к прямым, а административные – к косвенным (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Общие и целевые расходы некоммерческой организации

Общие (административные) расходы

Целевые расходы

– Расходы, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм некоммерческой организации;

– арендные платежи;

– платежи на ОГЛАВЛЕНИЕ помещений;

– оплата коммунальных услуг;

– заработная плата руководителей некоммерческой организации, технического персонала

– Расходы на производство предлагаемой услуги;

– расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве общественного блага

В качестве примера приведенной классификации рассмотрим деление расходов для некоммерческой организации "Милосердие", которая занимается приготовлением и раздачей бесплатных обедов для особо нуждающихся граждан (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Общие и административные расходы НКО "Милосердие"

Общие (административные) расходы

Целевые расходы

– Оплата электроэнергии, холодной и горячей воды;

– аренда помещения для размещения сотрудников некоммерческой организации;

– оплата услуг связи, Интернета;

– заработная плата директора и его замов;

– заработная плата технических работников, например, секретаря

– Расходы на приготовление обеда;

– расходы на оплату труда повара;

– расходы на оплату труда раздатчиков обеда;

– расходы на оплату труда консультантов;

– расходы на оплату труда психологов;

– расходы на приобретение посуды;

– арендная плата за снятое помещение для приготовления обеда;

– аренда автомобилей для подвоза обедов к пунктам их раздачи

Наиболее проблематичным является определение объема административных расходов. Эта проблема актуальна и для российских, и для иностранных некоммерческих организаций. С одной стороны, эти расходы необходимы для любой некоммерческой организации, но, с другой стороны, непосредственно на произведенный результат се деятельности влияния не имеют. В то же время правильный учет этих затрат дает представление о реальной стоимости произведенной услуги и помогает определить более оптимальный размер грантов или бюджетных субсидий. Пропорциональность распределения внутри общих (административных) расходов выбирается, как уже говорилось, самой организацией, но существуют ограничения, вводимые законодательством.

Благотворительные фонды в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Φ3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не существует единого правила отнесения административных расходов но программам. Возможно, отнесение общего объема затрат по программам в зависимости от времени, которое затрачивают, например, работники некоммерческой организации на участие в одной программе. Но этот способ достаточно трудоемкий и применим только к оплате труда административно-управленческого персонала. Более реальным является отнесение административных расходов по программам в зависимости от количества потребителей услуги по каждой программе. Определяется удельный вес потребителей по каждой программе и в зависимости от него удельный вес относимых на эту программу административных расходов. Например, удельный вес потребителей по программе "Игрушки для детей-сирот" составляет 15% от общего количества потребителей по всем программам, в которых участвует некоммерческая организация "Милосердие для всех", соответственно, на эту программу будет отнесено 15% всех административных расходов данной организации. В некоторых случаях предлагается разделить административные расходы в одинаковом объеме по всем программам.

Помимо этого, некоммерческая организация должна согласовывать структуру расходов с донорами, особенно частными лицами или негосударственными организациями. В этом случае на величину общих, административных расходов влияет согласие донора на их финансирование.

Общие расходы нуждаются в оптимизации, каждая некоммерческая организация выбирает свой способ их сокращения и распределения по программам.

Проблема соотнесения затрат и программ является актуальной нс только для российских некоммерческих организаций, но и для зарубежных.

В практике зарубежных некоммерческих организаций выделяют несколько видов расходов. Особенно важными являются расходы, связанные с оплатой труда персонала, затем расходы, которые непосредственно не связаны с оплатой персонала (аналог наших накладных расходов); расходы, связанные с клиентами, и неденежные расходы (в натуральной форме)[1].

В расходы, не связанные с оплатой персонала, включаются некоторые материальные расходы, например, расходы на техническую поддержку помещений, коммунальные услуги и пр. Расходы, связанные с клиентами, предполагают расходы, непосредственно связанные с идеей создания данной некоммерческой организации, например, приобретение продуктов питания для нуждающихся или игрушек для детей, или одежды для членов малообеспеченных семей. Неденежные расходы (в натуральной форме) включают передачу на баланс некоммерческой организации различных пожертвований в материальной форме, например, автомобиля, помещений, компьютерной техники, ксерокса, принтера и пр.

Так же, как и оценка доходов, оценка расходов некоммерческих организаций определяется в целях бухгалтерского учета и налогообложения.

Понятие "расходы" определяется в нескольких нормативных правовых документах, например, в положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, в ПК РФ и др.

В Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В таком контексте понятие "расходы" применительно только к коммерческой организации, так как целью деятельности некоммерческой организации нс является получение экономических выгод.

В ст. 252 НК РФ понятие "расходы" рассматривается с точки зрения налогообложения прибыли.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией-налогоплатель- щиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Такое определение расходов применимо для некоммерческой организации в части деятельности, приносящей доходы только в целях налогообложения прибыли и определения финансового результата.

При организации бухгалтерского учета учитывается тип деятельности некоммерческой организации. В отличие от коммерческой организации структурирование расходов по уставной деятельности будет происходить не по экономическим элементам, а по статьям сметы (бюджета). По экономическим элементам будут структурироваться расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, расходы некоммерческой организации, связанные с предпринимательской деятельностью, будут классифицироваться по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, амортизация, прочие затраты.

Если некоммерческая организация осуществляет деятельность, приносящую доходы, расходы будут делиться на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. К расходам по обычным видам деятельности будут относиться расходы на производство и реализацию товаров, работ и услуг, в том числе материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. В прочие расходы включаются операционные, внереализационные и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами.

Расходы, связанные с деятельностью, приносящей доходы, в Российской Федерации регламентируются НК РФ и рассматриваются с точки зрения выделения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль. Согласно этому документу, все расходы, произведенные некоммерческой организацией в целях организации деятельности, приносящей доходы, подразделяют на две группы: расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ и услуг, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

– расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

– расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

– расходы на освоение природных ресурсов;

– расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

– расходы па обязательное и добровольное страхование;

– прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются:

– на материальные расходы;

– расходы па оплату труда;

– суммы начисленной амортизации;

– прочие расходы.

К внереализационным расходам относятся расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией. В целях налогообложения полученной прибыли внереализационные расходы включают расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, расходы на формирование резервов предстоящих расходов, убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчетном периоде, расходы в виде отрицательной курсовой разницы, штрафы, пени, неустойки, уплачиваемые организацией, и т.д.