Классификация профессий для старшеклассников

Наиболее сложной является задача классификации профессий в целях профессиональной ориентации школьников. Сложность состоит в том, что классификация должна служить информационной базой для соотнесения знаний о профессии, собственных предпочтениях и внутренних ресурсах оптанта. Эта классификация должна была быть свободной от второстепенных деталей, в ней необходимо было отобрать самые важные, ключевые признаки профессий. Такого рода классификация профессий для профориентации школьников была разработана Е. А. Климовым [28; 29]. В ней профессии предстают как многопризнаковые объекты. Характеристика конкретной профессии определяется сочетанием признаков, выбранных из некоторого множества по четырем уровням: первый – типы профессий по предметному содержанию труда (Ч (человек) – социономические, Т (техника и неживая природа) – технономические, П (природа) – биономические, З (знак) – сигнономические, X (художественный образ) – артономические); второй уровень – отряды профессий по преобладающей цели трудовых задач (П – преобразовательные, Г – гностические, И – изыскательские); третий – классы профессий по используемым орудиям труда (Р – ручным, М – механизированным, А – автоматизированным, Ф – функциональным); четвертый – группы профессий по условиям труда и их требованиям к человеку (Б – бытовые условия труда, О – работа на открытом воздухе, Н – необычные условия труда, связанные с наличием факторов вредности для здоровья, опасности, М – особые требования профессии к моральным качествам субъекта труда) (рис. 3.1).

Анализируя конкретную профессию по указанным четырем основаниям, можно составить ее "формулу", отмечая преобладающие в ней признаки каждого уровня.

Рис. 3.1. Четыре яруса 16-признаковой классификации профессий Е. А. Климова

Профессии могут быть сложного состава и по предмету труда, и по целям действий, и по орудиям и условиям груда. Поэтому в каждой ячейке формулы профессии могут быть не одна, а несколько букв, степень выраженности каждого признака может быть оценена в баллах от 1 (минимальный вес) до 3 (максимальный вес). Пример составления такого рода формулы профессий представлен на рис. 3.2.

Рис. 3.2. "Формула" профессии слесаря-сантехника

Данная классификация трактует мир профессий, конечно, упрощенно, но все же позволяет установить взаимосвязь характеристики конкретной профессии со склонностями, эмоциональными предпочтениями, способностями и ограничениями человека, выбирающего профессию.

В. В. Пчелинова разработала программу анализа профессий в целях профконсультации и профориентации школьников и взрослых, которая содержит более подробные перечни признаков (53 признака), упорядоченные в 10 групп по следующим критериям: 1) предмет труда; 2) преобладающие цели профессиональных действий; 3) характер задач по степени интеллектуальной сложности; 4) факторы сложности труда, источники профессионального стресса; 5) используемые средства труда; 6) индивидуальность-совместность труда; 7) преобладание исполнительских или организаторских функций; 8) тип профессионального общения; 9) виды риска и ответственности в труде; 10) физические условия труда (микроклимат) [38]. Это вариант – промежуточный между "школьной" 16-признаковой классификацией профессий и обширной программой анализа профессий (более 100 признаков), представленной в информационно-поисковой системе "Профессиография". Анализ профессии осуществляется в процессе составления ее "формулы", он основан на экспертной оценке наличия или отсутствия каждого из 53 признаков в анализируемой профессии. Такая экспертная оценка может проводиться профконсультантом-психологом и (или) его клиентом на основе имеющегося текста описания профессии. Для этих целей могут использоваться профориентационные издания, энциклопедии, квалификационные справочники. Клиент, обратившийся за помощью в выборе профессий к психологу, в процессе выполнения многократных экспертно-аналитических процедур такого рода овладевает системой объектных критериев и признаков, задающих психологическое разнообразие профессий, учится их сравнивать. И в результате у него вырабатывается важное внутреннее средство деятельности – категориальная основа для сопоставления сведений о разных профессиях, появляется возможность соотнести информацию о профессиях со своими ожиданиями, возможностями, ограничениями.

Классификации профессий в целях профориентации требуют дальнейшего развития, уточнения, мониторинга (контроля) новых видов труда, изменения названий профессий. В. Е. Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий (как слишком обобщенный) на подгруппы, учитывающие цели профессиональных задач, орудия и условия труда [33]. Так, например, тип социономических профессий разбит на следующие подтипы: медицинское обслуживание, воспитание и обучение, бытовое обслуживание, информационное обслуживание, защита общества и государства; тип артономических профессий разбит на подгруппы в зависимости от необходимости порождения оригинального художественного образа или его массового воспроизведения по заданному образцу и т.д. Результаты такой детализации представлены в таблице прил. ЭП-3-8. Выделение подтипов, подгрупп в рамках каждого из пяти типов профессий позволяет более дифференцированно оценивать и профессиональные склонности оптантов.

В настоящее время разработаны специальные классификации: профессии социономического типа 127], группы артономических профессии [41], группы гностических профессий [12]. В эргономике разработана классификация видов операторского труда (см. гл. 16).