Классификация предприятий

Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решения о том, сколько продукции производить, как ее реализовать, как распределять полученный доход и т.д.

Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство — наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

ГК РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права. Предприятие может являться государственной или муниципальной собственностью, либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность.

После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юридическое лицо — это организация, которая обладает четырьмя характерными признаками:

1) имеет обособленное имущество;

2) отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

3) имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;

4) может являться истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации.

Некоммерческие организации также могут нести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие коммерческую деятельность, можно классифицировать по различным признакам. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп:

1) производственные предприятия, выпускающие товары личного и производственного назначения (промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию);

2) предприятия, оказывающие за плату услуги производственного и бытового характера (транспортные перевозки грузов и населения, услуги связи, аудиторские и юридические услуги и т.п.);

3) предприятия, занятые посредничеством (торговля оптовая и розничная, биржевая деятельность) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау);

4) предприятия, занятые сдачей имущества в пользование (кредит, лизинг, аренда, траст).

Предприятия могут иметь различные формы собственности. Законодательство допускает существование следующих форм собственности: частная, государственная, муниципальная, собственность общественных организаций и объединений; прочие формы собственности (смешанная собственность, собственность совместных предприятий, собственность иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства).

Российскими и международными стандартами при регистрации предприятия предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности. При определении отраслевой принадлежности предприятие относят к той или иной отрасли исходя из того вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.

В рамках любой отрасли действуют предприятия, которые в зависимости от размеров могут быть отнесены к мелким, крупным или средним. Для производственных предприятий критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых предприятий — оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим размеры предприятия, является численность его персонала.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям относятся предприятия с предельной численностью работающих:

— до 100 человек включительно (в промышленности, строительстве и транспорте);

— до 60 человек включительно в сельском хозяйстве;

— до 30 человек включительно в розничной торговле и бытовом обслуживании;

— до 50 человек включительно в прочих отраслях.

Выбор оптимального размера предприятий зависит от конкретных условий их функционирования и большого количества факторов. Преимуществом небольших предприятий можно считать хорошую управляемость бизнеса, недостатком — высокие издержки производства из-за ограниченности производственных и финансовых ресурсов. Крупные предприятия имеют более низкие издержки за счет массового производства, но теряют оперативность управления, заинтересованность работников в конечных результатах деятельности.

По уровню регулирования деятельности различают предприятия федерального, регионального и местного значения. По организационно-правовой форме предприятия могут быть отнесены к хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам и унитарным предприятиям. По типу производства различают предприятия с прерывным и непрерывным производством, обрабатывающие и добывающие, с массовым, серийным и единичным производством.