Лекция 14. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ главы определяется следующими ключевыми словами и основными положениями.

Вид, группировка, качества, класс, критерий, множество, особенность, отличие, оценка, параметр, признак, ранжирование, реквизит, род, свойства, совокупность, сопоставление, специализация, тип, фактор, характеристика, часть, шкала. Цели, методы, средства, формы и ОГЛАВЛЕНИЕ обоснования проведения и применения результатов классификации организаций.

Любое наблюдение, а тем более исследование рано или поздно накапливает такое количество представлений об объекте, предмете, свойствах и т.д. изучаемого, что оно требует упорядочивания. Это необходимо для того, чтобы учесть, систематизировать, сохранить и обеспечить возможность эффективного использования таких представлений в научных и практических целях. Подход, состав, ОГЛАВЛЕНИЕ и методика осуществления всех этих и им подобных действий получили название классификации.

Классификация

(От лат. — разряд, класс) — представление совокупности системой соподчиненных, обусловленных группировок.

Причем такое представление является самым понятным, часто употребляемым и непосредственным проявлением интеллектуальной организации.

Соподчинение группировок, призванное отразить их соотношение, взаимосвязь, последовательность осуществления и т.д., обусловливается, как правило, их внешними характеристиками и факторами окружающей среды. Своим построением, конфигурацией и ориентацией соподчинение определяет приоритет, ранжирование, преемственность, соответствие, координацию, корреспонденцию, коммутацию, кооперацию и т.д. групп, выделяемых конкретной классификацией.

Наиболее привычная и понятная форма представления соподчинения составляющих классификации отражается графически, что еще раз подчеркивает ее организационную природу. На этой контрастно отражаемой графической основе соподчинение выделяемых классификацией группировок представляется иерархией, уровнями, ступенями, створами, сегментами, спектрами и другими, уже определенными в предыдущих глава учебника методами и инструментами позиционирования групп.

Составом и ОГЛАВЛЕНИЕм самих групп она определяет сущность объединения, соединения, включения или, наоборот, распределения, разграничения, разделения, разъединения и исключения классифицируемого. С этой целью в ходе подготовки и проведения классификации разрабатывается, адаптируется и применяется исключительно широкая палитра соответствующих критериев. Они также исполняют роль инструмента разработки и осуществления классификации, но в данном случае уже применительно к собственно процедуре группировки составляющих.

Основными критериями разработки и проведения любой группировки тех или иных составляющих классификации становятся их вид, параметры, признаки, ОГЛАВЛЕНИЕ, наиболее полно выражаемые качествами организации. Понятно, что эти качества, их формирование, закрепление и развитие могут являться следствием проявления как того, что именно объединяется в организацию, так и того, как осуществляется такое объединение. В любом случае такие качества являются основным результатом организации, определяющим ее место и роль, ценность и значение для всего окружения [4, 15].

Именно поэтому большинство организаций характеризуется, оценивается, получает названия как в рамках тех или иных классификаций, так и вне их проведения по своим основным качествам, определяемым чаще всего случайным или целенаправленным достижением эффекта синергии. Эти качества, их проявление, понимание, сопоставление и применение становятся предметом специальных исследований и разработок, результаты которых всесторонне представляются самыми разнообразными классификациями организаций.

Последовательное выделение, изучение, сопоставление и матричное наложение исследуемых качеств позволяет сформировать и представить интегральную оценку совокупности свойств организации и как процесса, и как системы. При этом в виде структурной основы формирования и применения такой классификации может использоваться хронологическая, технологическая, конструкционная, иерархическая или какая-либо иная доминанта. Ее выбор обусловливается основными целями, задачами, требованиями и условиями обоснования, разработки, построения и применения конкретной модели классификации.

Ранее уже отмечалось, что собственно классификация как инструмент исследования представляет собой одну из широко распространенных и наиболее часто применяемых систем интеллектуальной организации и поэтому требует самостоятельного обоснования и изучения. Вместе с тем она очень часто лишь отражает объективно, эволюционно, естественно формирующиеся группы, совокупности, множества, преемственности, последовательности, иерархии и т.д., представляя соответствующую организационную природу их возникновения, становления и развития. Именно поэтому применение классификации приобрело исключительно широкий и универсальный характер не только в исследованиях объективной и субъективной организации, но и прежде всего в обосновании, разработке, оптимизации, упорядочивании и осуществлении целенаправленного воздействия.

Сущность классификации заключается в пространственной, схематической, группировочной и иной систематизации и представлении, совокупности исследуемых объектов, предметов, свойств и т.д. в виде в той или иной степени строгой модели, определяющей их внешнее восприятие, параметры идентификации, характеристики, оценки, особенности применения и на этой основе объединяющей их в группы. Наименования групп или иных выделений, как правило, отражающие выбранные или уже традиционно применявшиеся критерии классификации, раскрывают ведущие свойства составляющих их объектов и тем самым обеспечивают их более эффективное изучение и применение.

Универсальность классификации, обусловливаемая собственно природой объективных факторов инструментария, с одной стороны, и свободой выбора и применения адекватной целям организации критериальной шкалы — с другой, делает эту интеллектуальную организацию одной из основополагающих составляющих практически всех существующих и создаваемых областей теоретических знаний и сфер прикладной деятельности.

Такой подход к пониманию и построению классификации как системы интеллектуальной организации представлен на рис. 14.1.

Любая классификация более или менее определенной совокупности объектов начинается с выбора критериев, в качестве которых на первом этапе чаще всего выделяются и применяются явные, внешние или внутренние, признаки. Их выбор, как правило, достаточно свободен и основывается на конкретно складывающихся прагматических обстоятельствах или делегируется

Рис. 14.1. Критерии и форматы классификации организации

вместе с постановкой задачи. Со временем эти признаки могут утрачивать свое самостоятельное значение, но сохраняться именно в виде критериев классификации, например, при формировании и выделении классов в самых разнообразных, в том числе абстрактных, множествах. Отчасти именно поэтому выделяемые ими группы получили наименование "классов".

Более серьезные научно обоснованные и последовательно наращиваемые исследования систем выявляют их основополагающие свойства, широко применяемые в виде качественных критериев классификации. Они в целом характеризуют внутреннее состояние системы, отражают природу ее происхождения, выделяют важнейшие характеристики. Наиболее последовательно, обоснованно и убедительно эти критерии применяются при выделении, формулировке и формировании групп по критерию "род". В них объединяются, идентифицируются и позиционируются совокупности объектов но критериям, прямо или косвенно указывающим на единство происхождения, общность природы или однородность процессов их возникновения, становления, развития организации.