Юридический состав административного правонарушения

Общинно-родовой, видовой и непосредственный объекты состава административного правонарушения. Объективная сторона состава административного правонарушения и ее квалифицирующие признаки. Материальные м формальные составы административных правонарушений. Субъект состава административного правонарушения. Субъективная сторона состава административного правонарушения и формы вины.

Юридическая оценка и юридический анализ конкретных административных правонарушений осуществляется с помощью категории состава, которая включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Состав административного проступка в единстве названных его четырех элементов является фактическим основанием административной ответственности. Отсутствие в конкретном административном правонарушении всех четырех названных элементов или любого из них исключает административную ответственность.

Объект состава административного проступка представляет собой урегулированные правом общественные отношения, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административного проступка.

Общим объектом для всех административных правонарушений являются общественные отношения, урегулированные различными отраслями права и обеспеченные защитой с помощью административно-правовых санкций.

Родовой объект административных правонарушений выделяют но признакам отрасли и сферы общественной деятельности, которые государство обеспечивает защитой административно-правовых санкций. В административном законодательстве фигурируют две группы родовых объектов административных проступков: 1) общественные отношения, существующие в отраслях общественной деятельности (промышленность, строительство и энергетика; сельское хозяйство, ветеринария и мелиорация земель; транспорт; дорожное движение; связь и информация; финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг [45. Гл. 9-13, 15]; 2) общественные отношения, выделяемые в зависимости от значимости и содержания некоторых сфер жизни общества (права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; охрана собственности; охрана окружающей природной среды и природопользования; предпринимательская деятельность; таможенное дело; институты государственной власти; защита государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; порядок управления; общественный порядок и общественная безопасность; воинский учет 145. Гл. 5-8, 14, 16-21].

Видовой объект административных правонарушений выделяют из определенного родового объекта на основе некоторой группы более частных признаков. Например, в КоАП РФ установлен ряд административных правонарушений на транспорте, за которые предусмотрена административная ответственность. Родовым объектом для таких административных проступков являются общественные отношения на транспорте. Видовых объектов здесь не менее пяти (общественные отношения на железнодорожном, воздушном, водном, трубопроводном, автомобильном транспорте 145. Гл. 11]).

Непосредственный объект есть у каждого административного правонарушения. Под ним понимают общественное отношение или предмет, на который посягает тот или иной административный проступок. В гл. 14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проступок, определяемый как нарушение законодательства о рекламе, а в гл. 15 - за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций [45. Ст. 14.3, 15.1]. Непосредственными объектами указанных проступков могут быть законодательство о рекламе, порядок работы с денежной наличностью, порядок ведения кассовых операций. Иногда законодатель прямо устанавливает в качестве непосредственных объектов проступков предметы материального мира (недра, полезные модели, промышленные образцы, чужое имущество).

Объективная сторона состава административного проступка заключена в характере самого деяния (действия или бездействия), которое предусмотрено в законодательстве как противоправное и административно наказуемое. Существует огромное множество видов таких деяний, потому что значительно число установленных законодателем составов административных проступков. За примерами обратимся к КоАП РФ, где предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан. В нем в качестве противоправных и административно наказуемых названы: нарушение нрава гражданина на ознакомление со списком избирателей; нарушение законодательства о труде и об охране труда; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, собранных документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы; принуждение к участию или отказу от участия в забастовке; необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного, сокрытие страхового случая [45. Гл. 5]. Подавляющее большинство перечисленных деяний осуществляется в форме действия.

Противоправные деяния по своему содержанию, характеристикам отличаются большим разнообразием. Поэтому для их понимания используется юридический анализ присущих таким деяниям типичных квалифицирующих признаков: способа, места, повторности, злостности, времени, длительности.

Способ совершения административного проступка характеризует совокупность используемых правонарушителем действий, приемов, их последовательность. Кодекс РФ об административных правонарушениях, определяя состав мелкого хищения чужого имущества как административно наказуемого деяния, называет одновременно и четыре возможных способа его осуществления: путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты [45. Ст. 7.27].

Важнейшее значение для квалификации деяния административного правонарушения имеет точное место его совершения. Данный признак устанавливается предельно детально применительно ко многим составам проступков. В гл. 20 КоАП РФ изложены конструкции составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. В ней место совершения ряда административных правонарушений уточняется с помощью следующих фраз: общественные места; проезды к зданиям и сооружениям, установленные для пожарных машин и техники; объекты производственного или социального назначения; зона чрезвычайной ситуации; населенные пункты и другие места; транспортные коммуникации; место отбывания административного ареста. Часто употребляемому в КоАП РФ понятию "общественные места" дастся следующее пояснение: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортное средство общего пользования, другие общественные места.

Признак повторности совершения однородного административного правонарушения указан среди обстоятельств, отягчающих административную ответственность [45. Ст. 4.3, ч. 1, п. 2]. Повторным административное правонарушение признается, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении за пего административного взыскания [45. Ст. 4.6]. Повторность обусловливает применение более строгого наказания.

Злостность административного правонарушения может выражаться в упорстве, явном нежелании правонарушителя подчиниться неоднократно повторенным законным требованиям уполномоченных должностных лиц. Поэтому законодатель, устанавливая перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назвал среди них и такое, как продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его [45. Ст. 4.3, ч. 1, п. 11.

В ряде статей КоАП РФ прямо установлена ответственность за невыполнение требований должностных лиц или действующих в сфере административно-правового регулирования нормативных правовых актов (например, установлена ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся) [45. Ст. 12.27, ч. 2; 392. П. 2.5].

Время также фигурирует в качестве квалифицирующего признака объективной стороны административного проступка, но определяется оно по-разному. Например, в гл. 5 КоАП РФ используются следующие формулировки, уточняющие время совершения противоправных деяний: в период запрещения проведения предвыборной агитации; до окончания срока предвыборной агитации; в установленный законом срок; с нарушением установленных законом сроков; свыше одного месяца.

Тесно связана с признаком времени длительность деяния в административном правонарушении. Она характеризует продолжительность, протяженность деяния во времени и может иметь значение для его квалификации и определения давности, по истечении которой невозможно применение административного наказания к правонарушителю. По данному признаку различают два вида административных проступков: а) оконченные (исполненные, завершенные); б) длящиеся (неоконченные, т.е. находящиеся в стадии исполнения, начатые и продолжающиеся).

Некоторые административные проступки имеют по замыслу законодателя такой существенный признак, как вред, причиненный противоправным деянием. Их обязательным условием является наступление или возможность наступления в результате противоправного деяния вредных последствий материального характера (экономического ущерба, утраты или порчи предмета). Например, в гл. 19 КоАП РФ предусмотрено противоправное и административно наказуемое деяние, состоящее в умышленном уничтожении или умышленной порче удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежном хранении удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшем его утрату [45. Ст. 19.16].

Составы административных проступков, предусматривающие наступление вредных последствий, реального ущерба, получили наименование материальных. В отличие от них так называемые формальные составы не требуют наступления вредных последствий материального характера, реального и измеряемого ущерба. Для последних достаточно нарушения законодательства, норм, правил, стандартов, лицензий, квот или неповиновения законным распоряжениям уполномоченных должностных лиц, невыполнения подобных распоряжений. В КоАП РФ сформулирован такой состав административного проступка, как "невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа" [45. Ст. 19.5, ч. 2]. Несмотря на формальный характер проступка, за него установлен солидный административный штраф.

Иногда формальное на первый взгляд деяние имеет в законодательстве материальное измерение. Так, в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов [45. Ст. 15.11]. В примечании к указанной статье дается определение грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а равно искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Субъектом состава административного правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние, за которое законом предусмотрена административная ответственность. Всех субъектов административных правонарушений, признаваемых таковыми согласно действующему законодательству, можно объединить в две большие группы: 1) физические лица или индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, водители, индивидуальные предприниматели, продавцы и др.); 2) юридические лица (организации, коллективные субъекты). Обязательное нормативное правовое условие, которому должен отвечать тот или иной вид субъектов, - это указание на него в законе как на субъекта административного правонарушения.

Физические лица как субъекты административных проступков неоднородны по своему административно-правовому статусу, роду занятий, занимаемой должности, выполняемым функциям, сферам ответственности. Это неизбежно обусловливает их дифференциацию, в связи с чем выделяют три вида таких субъектов: а) общий; б) специальный; в) особый.

Общий субъект административных проступков является самым распространенным. Он обладает тремя признаками, присущими всем физическим лицам, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. Общий субъект является гражданином Российской Федерации, вменяемым и достигшим возраста 16 лет.

Для специального субъекта административных правонарушений характерно наличие ряда специфических признаков, существенно отличающих его от общего субъекта. Таких признаков довольно много, поэтому специальный субъект может быть представлен многочисленными категориями лиц, прямо названными в законе. Приведем в качестве примера несколько категорий: должностные лица; собственники земельных участков; работодатели и лица, представляющие работодателей; индивидуальные предприниматели; водители транспортного средства; пешеходы; иностранные граждане; лица без гражданства.

Все перечисленные лица обладают специфическими признаками как субъекты административных правонарушений и названы таковыми в КоАП РФ. Указанные признаки основаны на правовом положении лиц, отнесенных к субъектам правонарушений, их правах и обязанностях, вытекающих из рода занятости, службы или иных социальных особенностей.

Определяя составы административных правонарушений, законодатель порой предусматривает признаки ответственных за них специальных субъектов с большой степенью детализации. В статье КоАП РФ, определяющей условия ответственности должностных лиц, дано детальнейшее определение и описание должностного лица [45. Ст. 2.4].

Среди субъектов административных правонарушений выделяются своим особым статусом военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. По общему правилу они несут ответственность за административные правонарушения но дисциплинарным уставам. На данном основании их относят к особому субъекту административных проступков. Однако и эти лица за ряд административных проступков несут административную ответственность в общем порядке. Такими проступками являются нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможенных правил.

По действующему законодательству наряду с физическими лицами субъектами административных правонарушений являются и юридические лица. Субинститут административной ответственности юридических лиц получил развитие в КоАП РФ. Например, из 42 статей его гл. 8, предусматривающей административную ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования, в 37 сформулированы 65 составов административных правонарушений, в которых субъектами названы юридические лица. Как правило, в охранительных нормах административного права юридические лица указываются в качестве субъектов административных правонарушении наряду с гражданами и должностными динами.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует личное отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям, которое называют виной. Вина может иметь две формы: умысла и неосторожности. Различают умысел прямой и умысел косвенный, а неосторожность - по легкомыслию и небрежности.

Субъект совершает административный проступок в форме прямого умысла, когда осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления его вредных последствий, противоправного результата и желает их наступления. Косвенный умысел возникает в том случае, если лицо осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления его вредных последствий, противоправного результата, не желает, но сознательно допускает эти последствия и результат либо относится к ним безразлично. По ряду составов административных правонарушений законодатель прямо предусмотрел умышленную форму вины (умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдум)'; умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества).

Административный проступок признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления противоправного результата от своих действий (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Небрежность присутствует в том случае, если лицо не предвидело возможности наступления противоправного результата от своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Очень часто по легкомыслию совершают административные правонарушения участники дорожного движения (водители, пешеходы). Они рассчитывают, не нарушая правил, преодолеть перекрестки на разрешенный свет светофоров, но по разным причинам не успевают этого сделать.

Некоторые составы административных правонарушений настолько малозначительны, что многие лица и не предполагают, что они существуют, а предусмотренные в них деяния являются наказуемыми. Совершаются такие проступки часто по небрежности. К ним относятся выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта, принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог [45. Ст. 11.17, ч. 2; ст. 19.17, ч. 2].