Классификация международных межправительственных организаций

Современные международные отношения характеризуются стремительным ростом числа ММПО. Этот процесс получил название "институционализация" международных отношений. По некоторым оценкам, численность международных организаций в мире, включая международные неправительственные организации, составляет более 20 тыс., и это число постоянно увеличивается. Большое количество и разнообразие международных организаций делает актуальным вопрос об их типологии. Существующие типологии не являются безупречными, но они помогают проводить классификацию международных межправительственных организаций по следующим основным признакам:

1) по кругу участников:

– универсальные (например, ООН);

– региональные (например, ОАГ);

– межрегиональные (например, ОЭСР);

2) по компетенции. Это организации:

– общей компетенции, занимающиеся любыми вопросами, решение которых обеспечивает достижение целей, ради которых организация создавалась, и специальной компетенции.

Например, к организациям общей компетенции относится прежде всего ООН, которая была учреждена для поддержания международного мира и безопасности; развития дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятия других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира, осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;

специальной компетенции. К ним относятся международные организации, учреждаемые для осуществления сотрудничества в конкретной области международных отношений.

Например, ИКАО, являющаяся специализированным учреждением ООН, созданная в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 г. Конвенции о международной гражданской авиации. Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования;

3) по порядку приема новых членов в организацию:

– открытые (любое государство может стать ее членом);

– закрытые (прием в члены организации осуществляется только с согласия первоначальных членов).

Например, в НАТО можно вступить только после получения приглашения от всех государств, входящих в Альянс.

Существуют международные объединения, не отвечающие такому признаку международной организации, как наличие учредительного договора, штаб-квартиры, организационной структуры, постоянно действующих органов, компетенции, но играющие заметную роль в международных отношениях. Такие объединения часто именуют как международные параорганизации (квазиорганизации). К их числу относятся "G 8" ("Большая восьмерка") и "G 20" ("Большая двадцатка").

Выше уже отмечалось, что признаки для проведения классификации международных организаций не являются безупречными и носят достаточно условный характер. Одни и те же организации могут соответствовать нескольким признакам.

Например, ВТО, которая по кругу участников может быть отнесена к универсальным (открыта для участия любой страны мира), а по компетенции она относится скорее к организациям специальной компетенции, поскольку главной сферой ее деятельности является сотрудничество по либерализации международной торговли и регулированию торговополитических отношений государств-членов.

Следует отметить, что динамичное развитие многих международных организаций приводит к расширению их компетенции и числа государств-членов. Это не может не влиять на их правовую природу.

Примером такой организации может быть ЕС, который вначале своей истории был чисто экономическим объединением с политическими целями в том числе, приобретший в процессе развития черты надгосударственного образования. Таким образом, ЕС сочетает в себе признаки международной межправительственной организации (признак межгосударственности) и признаки государства (признак надгосударственности), но формально не является ни тем ни другим, и выступает по существу как международная организация sui generis (единственная в своем роде).

Таким образом, классификация международных межправительственных организаций остается предметом научных исследований, которые требуют системного подхода и учета изменений роли международных организаций в современных международных отношениях.