Классификация кластеров

Конкурентоспособность экономики региона определяется производительностью, с которой в нем используются человеческие, капитальные и природные ресурсы. Производительность определяет региональные уровни жизни через зарплаты и отдачу от капитала. Регионы соревнуются за предоставление бизнесу наиболее благоприятствующей его производительности среды, получая конкурентные преимущества перед другими. При этом в большей степени это преуспевание зависит от присутствия в регионе кластеров фирм, которые, как мы увидим далее, дают последним серьезные преимущества в конкуренции с изолированными фирмами.

Под кластерами понимаются группы компаний и организаций, совместно расположенных в конкретном регионе и связанных взаимозависимостями в поставке сходных групп товаров и (или) услуг.

Кластеры можно подразделить на три вида.

Во-первых, они могут быть классифицированы по типу производимых товаров и (или) услуг. Имеются кластеры в автомобильной отрасли, финансовых услугах, туризме и пр.

Более глубокие исследования кластеров показали, что даже внутри какой-либо области деятельности есть пространство для различных успешных небольших кластеров, каждый из которых играет уникальную роль. Такие кластеры различаются специализацией на конкретной стадии цепочки создания стоимости в том или ином производстве, вниманием к особой географической области, нацеленностью на селективные потребности покупателя или на конкретный сегмент рынка.

Примеры кластеров

В качестве примера можно привести производство обуви. Северная Италия стала местом базирования очень успешного, характеризующегося высокими зарплатами кластера, обслуживающего мировой рынок и специализирующегося на дизайне, создании брендов и дорогой продукции. В то же время в городе Тимишоара (Румыния) в качестве ответвления от итальянского возникает другой кластер, специализирующийся на низком и среднем ценовом диапазоне.

Аналогичные механизмы действуют и внутри стран. В США Нью-Джерси является местом базирования крупных фармацевтических компаний и части их производственных мощностей. Однако связанное с ними стандартизированное производство лекарств процветает в Пуэрто-Рико. Миннеаполис и Востон специализируются на медицинских приборах. Биопродукты выпускаются в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Исследовательскими хабами являются зона залива Сан-Франциско, Бостон, а в плане специализации на конкретных группах болезней – исследовательский "треугольник" в Северной Каролине и Сан Диего.

Эти примеры показывают, что даже внутри определенной сферы деятельности (в нашем случае – фармакологии) есть много различных путей стать успешным кластером. Далеко не обязательно преследовать цель стать мировой величиной. Региональные кластеры в состоянии преуспеть, верно идентифицировав, какую конкретную роль они смогут играть, на каком участке специализироваться.

Во-вторых, кластеры могут быть классифицированы по территориальной динамичности, поскольку составляющие кластер отрасли различаются по возможностям выбора ими местоположения. Этот выбор может быть ограничен по двум причинам. С одной стороны, многие отрасли привязаны к месту, так как должны быть ближе к своим покупателям. Эти "местные" отрасли обслуживают только местные рынки, и их размещение в пространстве примерно соответствует размещению населения. Они могут образовывать кластер в очень узком географическом смысле, например, занимать лишь часть города, в основном благодаря тому, что их товары являются дополняющими к каким-либо другим благам (например, производство и продажа сувениров в историческом центре).

С другой стороны, некоторые отрасли привязаны к местности в силу необходимости быть ближе к природным ресурсам. Эти зависимые от природных ресурсов отрасли обслуживают мировой рынок и размещаются в пространстве в зависимости от сосредоточения природных ресурсов (назовем их природно-ресурсными кластерами).

И, наконец, есть много отраслей, которые, в сущности, свободны выбирать свое местоположение, ориентируясь на специфическое для кластера качество бизнес-среды. Это так называемые торгуемые (traded) отрасли (отрасли, производящие торгуемые товары и услуги), которые снабжают много регионов и стран (например, сборка автомобилей или производство авиадвигателей). Кластерный эффект в таких отраслях выражен достаточно сильно, и их присутствие в регионе является главной составляющей его привлекательности.

В табл. 5.2 эти виды кластеров представлены на примере региональных экономик США в разрезе отдельных показателей. Наибольшее место по доле занятых принадлежит местным кластерам, однако по доходам наемных работников, темпам их роста, производительности и количеству представленных в них отраслей первенство принадлежит торгуемым кластерам. Особо заметно их инновационное лидерство (21,3 патента на 10 тыс. занятых против 7,0 в ресурсных и 1,3 в местных кластерах).

Таблица 5.2

Кластерная структура региональных экономик США

Торгуемые

кластеры

Местные

кластеры

Природно

ресурсные

кластеры

Доля занятых, %

31,8

67,6

0,8

Рост занятости (1990–2000),

%

1,7

2,8

-1,0

Средняя зарплата, долл. США

46 596

28 288

33 245

Относительная зарплата*, %

113,8

84,2

99,0

Рост зарплаты (1990–2000), %

5,0

3,6

1,9

Относительная производительность**, %

144,1

79,3

140,1

Патентов на 10 тыс. работников

21,3

1,3

7,0

Количество отраслей

590

241

48

* Относительная зарплата равна средней зарплате в кластере, отнесенной к общей средней зарплате по стране.

** Данные за 1997 г. Относительная производительность равна средней производительности в кластере, отнесенной к общей средней производительности по стране.

В-третьих, кластеры можно классифицировать по достигнутой ими стадии развития, которая зависит прежде всего от качества внешней бизнес-среды, в которой действуют участники кластера. Исследователи задавались вопросом: могут ли кластеры иметь место в таком экономическом окружении, которое в других случаях не позволяет развиваться передовым видам экономической деятельности? Большинство из них пришло к выводу, что кластеры присутствуют на любой стадии развития, по на более низких стадиях они будут слабее и у́же по охвату.

Стадия развития зависит от прогресса, достигнутого кластером в области мобилизации потенциала бизнес-среды через активную кооперацию и другие формы внутренней активности.