Классификация аудиторских услуг и аудиторских фирм

В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Таким образом, главная цель аудита – дать объективные, первоначальные и точные сведения об аудируемом объекте. Достижение поставленной цели путем решения целого комплекса задач напрямую зависит от вида аудита, в первую очередь внешнего или внутреннего, обязательного или инициативного.

Основная цель обязательного аудита – проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит.

Основная цель инициативного аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Основная цель аудита (проверка достоверности финансовой отчетности) может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Внешний аудит направлен на:

• проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

• контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

• проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

• выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Внешний аудит может решать также задачи:

• по организации, восстановлению, постановке и ведению бухгалтерского учета;

• планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

• анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

• решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов-клиентов.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать следующие задачи:

• проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

• проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

• экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

• экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;

• разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

• консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации.

Обобщенно в современной мировой теории и практике в зависимости от характера оцениваемой информации, применяемых критериев и проверяемой хозяйственной системы различают следующие типы аудита:

• аудит финансовой отчетности;

• аудит на соответствие требованиям;

• операционный (управленческий) аудит;

• аудит эффективности.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью подготовки аудиторского заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Проводится внешними аудиторами, как правило, в рамках обязательного аудита. В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в следующих случаях;

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб., или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены.

Для отдельных организаций проведение обязательного аудита регулируется специальными нормативными актами. Это касается унитарных предприятий, сельхозпроизводителей и др.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Перечислим требования к аудиторским фирмам и аудиторам, которые оказывают эти услуги:

1) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями;

2) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Результаты аудита публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей. Аудит финансовой отчетности базируется на том предположении, что отчетность будет использована различными группами для различных целей. Следовательно, более эффективен вариант, когда один аудитор выполняет аудит и делает заключение, на которое могут положиться все пользователи, чем тот, при котором каждый пользователь проводил бы свой собственный аудит. Поэтому собственникам необходимо предварительно принять решение об аудиторской фирме, которая будет проводить этот обязательный аудит.

Аудит на соответствие требованиям заключается в оценке хозяйственных операций субъекта в целях определения их соответствия установленным правилам. Если такие правила установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками организации, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Регулирование деятельности внутренних аудиторов осуществляется исключительно руководством и собственниками организации.

Если правила установлены внешними организациями или государственными органами, аудит осуществляется внешними аудиторами. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами (инспекторами), работающими в государственном органе, либо внешними аудиторами в ходе аудита финансовой отчетности или как самостоятельная проверка. В данном случае регулирование осуществляется органами, уполномоченными для инициирования данного аудита.

Операционный (управленческий) аудит представляет собой оценку деятельности субъекта на разных этапах управления с целью улучшения функционирования системы управления организацией. При этом обычно основное внимание уделяется надежности работы систем внутреннего контроля. По завершении этого аудита менеджеру компании обычно выдаются рекомендации по совершенствованию операций. Из-за того что операционная эффективность может быть оценена во множестве самых разных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит невозможно. Выполнение операционного аудита и сообщение о его результатах определяются не так легко, как при аудите других типов. Эффективность операций гораздо сложнее объективно оценить, нежели их соответствие инструкциям или представление финансовой отчетности, не противоречащей общепринятым бухгалтерским принципам; а установленные критерии для оценки информации при каждом конкретном аудите крайне субъективны. В этом смысле операционный аудит больше похож на консалтинг администрации, чем на то, что обычно считается аудитом.

Аудит эффективности представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определения эффективности работы организации. К основным задачам аудита эффективности относится оценка эффективности деятельности в соответствии с нормативными критериями; выявление возможности улучшения экономической деятельности, связанной с сокращением затрат, повышением производительности; выдача рекомендаций по улучшению деятельности.

Помимо деления на типы аудита, в международной практике и российском аудите выделяют следующие виды услуг, оказываемых аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами, так называемые сопутствующие услуги аудита, которые представляют следующие виды:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

При оказании сопутствующих аудиторских услуг, аудиторы должны руководствоваться принципами, которые утверждены стандартами аудита.

Налоговые услуги включают проведение налогового аудита и оказание других налоговых услуг.

Итоговый аудитэто проверка организации с целью выражения мнения о правильности и своевременности уплаты налогов и сборов.

Подвидами налогового аудита являются:

• комплексный налоговый аудит – проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год;

• тематический налоговый аудит – проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период;

• структурный налоговый аудит – проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений.

К другим налоговым услугам относятся:

• разработка проекта учетной политики для целей налогообложения;

• постановка и/или ведение налогового учета;

• подготовка и сдача налоговых деклараций;

• налоговое планирование и налоговая оптимизация;

• налоговое консультирование;

• проведение семинаров по вопросам налогообложения;

• правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.

Консультационные услуги для администрации могут варьироваться от предложений по улучшению системы учета и контроля клиента до помощи в маркетинговой стратегии, установке компьютеров и проведении консультаций по актуальным выплатам. В качестве консалтинговых услуг могут предлагаться:

• налаживание системы внутреннего контроля или выполнение функций внутреннего контролера;

• разработка проектов внутренних распорядительных документов и системы документооборота;

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

• проведение маркетинговых исследований;

• управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

• тестирование кадров и кадровый консалтинг.

В зависимости от масштабов деятельности и спектра оказываемых услуг существующие аудиторские фирмы мира можно сгруппировать в четыре категории:

1) транснациональные сетевые аудиторские организации ("большая четверка");

2) национальные аудиторские организации;

3) крупные и средние региональные аудиторские организации;

4) мелкие местные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В настоящее время "большой четверкой" называют четыре крупнейшие транснациональные сетевые аудиторские организации, имеющие офисы более чем в 100 странах, годовой доход которых превышает 4,0 млрд долл. Это Ernst&Young, DeloitteToucheTohmatsu; Pricewaterhouse-Coopers и KPMG. "Большая четверка" оказывает весь спектр услуг, рассмотренных выше.

При этом необходимо отметить, что численный состав элитарной группы транснациональных сетевых аудиторских организаций является величиной переменной. Так, еще в 1987 г. эта группа представляла собой "большую восьмерку": Arthur Young; Ernst&Whitney; Deloitte Haskins&Seels; Touche Ross; Pricewaterhouse Coopers&Librand; KPMG и Andersen Worldwide network. В 1992 г. после слияния Arthur Young и Ernst&Whitney в Ernst&Young, а также Deloitte Haskins&Seels и Touche Ross в Deloitte Touche "большая восьмерка" превратилась в "большую шестерку". Затем в 1997 г. после слияния Pricewaterhouse и Coopers&Librand в Pricewaterhouse-Coopers на рынке аудита появилась "большая пятерка" аудиторских сетей, которая просуществовала до марта 2002 г. После скандала подразделения фирмы Arthur Andersen в США с компанией Enron распалась международная сетевая аудиторская организация Andersen Worldwide network. Так "большая пятерка" аудиторских фирм превратилась в "большую четверку".

Национальными считаются аудиторские организации, которые имеют офисы в большей части крупных городов страны, а также в других странах мира. Эти фирмы выполняют те же услуги, что и "большая четверка", напрямую конкурируя с ними на национальных рынках.

Крупные и средние региональные аудиторские организации имеют в своем штате свыше 50 человек. Многие из них также могут иметь более одного офиса. Как правило, они оказывают определенный перечень услуг, имеющий конкурентные преимущества на соответствующем региональном рынке.

Мелкие местные аудиторские организации имеют штат менее 25 человек и один офис, оказывают одну или несколько видов услуг, как правило, специализируясь на них и ориентируясь на определенных клиентов. К этой же категории относятся индивидуальные аудиторы. Следует отметить, что по численности более 95% аудиторских фирм мира являются мелкими.