Классификации концепций информационного общества

В современном мире информационные технологии позволяют расширить рынок труда и эффективнее использовать квалифицированную рабочую силу, увеличить экспорт товаров и услуг, укрепить конкурентоспособность предприятий.

Важность информационных технологий в современном мире трудно переоценить. Они увеличивают административную эффективность, снижают потребность в складских запасах, дают возможность автоматизировать методы производства, увеличивают возможности международного маркетинга. В результате многочисленных исследований эффекта влияния информационных технологий как на экономику, так и на общество в целом, появилось множество концепций, основные из которых перечислены далее.

Постиндустриальное общество (1960–1970 гг.)

В обиход термин "постиндустриальное или посткапиталистическое общество" ввел Р. Дарендорф (1958).

Наиболее видными представителями теории "постиндустриального общества" считаются Р. Арон, Д. Рисман, Д. Белл, У. Ростоу, А. Турен, 3. К. Бжезинский, К. Э. Боулдинг, Т. Веблен, Г. Кан, О. Тоффлер, Ж. Ж. Серван-Шрейбер, В. Иноземцев.

Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены – ученым и профессиональным специалистам.

Инфомационное общество

В обиход в начале 1960-х гг. термин независимо друг от друга ввели Ф. Махлун (США) и Т. Умеси (Япония). Основные представители концепции: зарубежные – М. Кастельс, Ф. Махлупа, Е. Масуда, Дж. Нейсбит, М. Порат, Т. Стоуньер, Р. Катц, Э. Тоффлер, У. Дж. Мартин, Т. Умесао; российские – Р. Ф. Абдеев, Л. Е. Варакин, Е. Л. Вартанова, Т. П. Воронина, Я. Н. Засурский, А. В. Коротков, Б. В. Кристальный, И. Н. Курносов, А. Г. Мовсесян, А. А. Чернов.

В 1980-х гг. на первое место вышла теория информационного общества, которая являлась логическим продолжением постиндустриализма. В информационном обществе главными продуктами производства являются информация и знания.

У. Дж. Мартин определил "информационное общество" как общество, в котором качество жизни так же, как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

Новая экономика (конец XX в. – по настоящее время)

Термин "новая экономика" появился в начале 1980-х гг., однако в то время он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров. В 1990-е гг. термин "новая экономика" стал использоваться в отношении высокотехнологичной экономики.

Основные представители концепции: Е. Ф. Авдокушин, А. Л. Григорян, Е. В. Гильбо[1], А. В. Бузгалин, В. Л. Иноземцев, А. И. Колганов, А. А. Пороховский.

В соответствии с наиболее широко известной трактовкой концепции "новая экономика" является непосредственной основой информационной эпохи. Под ней понимают совокупность отраслей народного хозяйства, где производятся компьютерное и сетевое оборудование и их программное обеспечение, а также всю систему формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной степени построенную на глобальной сети Интернет. При таком подходе к "новой экономике" относится вся деловая активность, которая использует современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

• Информационно-коммуникационные технологии (Information and communication technologies) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

ИКТ включают два направления: 1) информационные технологии (ИТ) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. Включает в себя следующие классы: сетевое и компьютерное оборудование, программное обеспечение и ИТ-услуги и 2) телекоммуникации (telecommunication) построение дистанционной связи и дистанционной передачи всех форм информации, включая данные, голос, видео и т.п.

Экономика знаний

Иногда "новую экономику" представляют "экономикой знаний", в которой главенствующую роль играет не просто производство информационного продукта, а именно производство новых знаний над производством материальных ценностей.

Это экономика, где основной движущей силой прогресса являются знания, сосредоточенные в человеческом капитале. Человек рассматривается не только как фактор производства, но и как его результат. Процесс развития такой экономики заключен в наращивании запаса способностей и набора потребностей человека.

Существует множество концепций, которые в той или иной мере объясняют процессы, происходящие в мире в XX–XXI вв. Используются самые разные термины, такие как "информационная экономика", "сетевая экономика", "цифровая экономика". Множество концепций и их постоянное развитие свидетельствуют о том, что в мировой науке идет оживленная дискуссия по поводу характера современного и грядущего общества и о роли в нем высоких технологий.