Классический период философии Античности

Благодаря трем самым выдающимся представителям греческой философии – Сократу, Платону и Аристотелю – Афины примерно за 1000 лет стали центром античной философии. Сократом ставится вопрос о философской личности с ее решениями, диктуемыми совестью.

Платон создал философию как законченную мировоззренчески-политическую и логически-этическую систему. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Отстаивая идею о добродетели как знании, Сократ считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Никто не делает зла по своей воле, а лишь по неведению. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Безрезультативность попыток Сократа найти этические и иные определения поставила Платона перед необходимостью выйти за пределы чувственного мира идей, составляющего онтологическую (онтология – наука о бытии) основу преходящего мира вещей и явлений. По Платону, мир идеальных сущностей (идея блага как таковая, справедливости как таковой, прекрасного как такового и т.д.) отражается в чувственном мире, как солнце в мутном потоке. Иначе говоря, истина, добро и прекрасное, поиском которых был занят Сократ, носят идеальный, т.е. самотождественный, неизменный и нераздельный характер. В чувственно-земном мире имеет место лишь отблеск вечно сущих идей.

Согласно Платону счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа – идеальная сущность в человеке – освобождается от оков бренного тела. Поэтому природа человека, считает Платон, определяется его душой, точнее, душой и телом, но с приматом души над телом, божественного, бессмертного начала над смертным, тленным. По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: первая выражает идеально разумную способность, вторая – вожделеюще-волевую и третья – инстинктивно-аффективную. В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл жизни. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своем поведении эгоистическими мотивами, а не истиной, справедливостью и разумом. Для преодоления эгоизма людей и достижения единства интересов в обществе, обеспечения единомыслия в государстве Платон считал необходимым осуществить комплекс радикальных мер, упразднить семью и частную собственность, ввести регламентацию различных сторон общественной и личной жизни граждан "идеального государства".

По мнению Платона, государство – это человек, только в более крупном масштабе. Его высшая задача – самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели. Его определенная этикой политическая цель – совершенный человек идеального государства. В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей: 1) в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства (извне – отражая нападение врагов, внутри – при помощи охраны законов); 3) наконец, правители, добродетелью которых является мудрость, определяют законодательство и управляют государством. Попытка Платона создать идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу. Платоновское государство – это теоретическая схема деспотического государства.

Своеобразно и учение Платона о космосе, который, по его мнению, имеет шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Демиург (создатель) придал миру соответствующий характер. Мир этот – живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. Все элементы организованы в определенные пропорциональные соединения на основе закона чисел. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа также обладает сознанием. Мир образует ряд кругов: круг неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира такова: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом, по Платону, создаются души, которые после смерти тела, в которых они живут, переселяются в другие тела. Теорию о переселении душ Платон, вероятно, заимствовал у орфиков.

Другим выдающимся древнегреческим философом был Аристотель (384–322 до н.э.). Он подверг резкой критике платоновскую теорию идей. Аристотель считал, что разделение на идеи и вещи не имеет под собой рационального основания: идеи – всего лишь копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию. Аристотель стал основателем собственно научной философии. В его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Он оказал сильное влияние на развитие человеческой мысли, в особенности благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, которая сохранилась лишь в частично разработанном виде.

Основу этой системы составляет логика и метафизика. Логика, созданная Аристотелем и названная им "аналитикой" – это учение об основных логических законах, понятии, суждении, умозаключении, об определении, доказательстве, а также о методах доказательства или опровержения. Оно изложено в шести сочинениях, составляющих его "Органон". По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство материи и формы. Форма понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма – это то, из чего состоят вещи. Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность формы и материи для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету (например физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму как возможность. Иначе говоря, форма есть реализованная возможность материи. Следовательно, материя и форма у Аристотеля представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи.

Аристотель разработал оригинальное учение о четырех видах причин. Он различал: 1) материальную причину, 2) формальную или форму, 3) производящую, 4) конечную или цель. Физика, или натурфилософия, сначала была учением о конечной Земле, которая, оставаясь неподвижной, вечно парит в центре видимого звездного неба; о четырех элементах – огне, воде, воздухе, земле; о четырех качествах или силах – холоде и тепле, сухости и влаге; о шести видах движения – возникновении, уничтожении, росте, старении, неорганической энергии и органической энтелехии (энтелехия – завершенность, осуществленность); о трех родах "причинности" – сущности, каузальности, цели. Натурфилософия органических тел получила у Аристотеля особенно широкое развитие.

Подвергая резкой критике интеллектуализм этики Сократа, его тезис о добродетели как знании, Аристотель признал главным и решающим в человеке ум, интеллектуальную деятельность. От сообщества пчел и всякого рода стадных животных человека как животного отличает логос, способность к разумной речи, внутренне присущее ему стремление к познанию. Убежденность Аристотеля в том, что теоретическая деятельность есть проявление высшей формы жизни, является ярким выражением общекультурной ориентации Древней Греции и в определенной мере всего греко-римского мира.

Аристотель – создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате "О душе", в котором дается истолкование души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус), который не возникает и не подлежит гибели, разрушению. Аристотель делает попытку создать теорию растительной, животной и разумной души, лежащей в основе деления живых существ на растения, животных и людей.

Органическая часть философского наследия Аристотеля – его взгляды на развитие общества и государства. Он отвергает проект "идеального государства" Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Это государство, по его мнению, представляет собой лучшую форму сообщества. Этику Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека. Он отвергает стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь – паразитическая и животная, и он называет ее "рабским образом мышления". Заслуживающей внимания Аристотель считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его мнению, не только знать, что такое добродетель, но и действовать согласно с нею.