Классическая социология

Существенный вклад в становлении социологии как самостоятельной науки внес основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Наиболее известными его работами являются "О разделении общественного труда", "Метод социологии", "Самоубийство" и др. Будучи сторонником социальных реформ, Дюркгейм симпатизировал идеям социализма, однако не поддерживал революционный социализм, считая, что наиболее глубокие социальные изменения могут проходить только в результате длительной социальной и нравственной эволюции.

Основным объектом научного анализа Дюркгейм полагает общество как целостную систему, его природу и его взаимодействие с индивидом. Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие "социологизм", который включает в себя несколько аспектов: онтологический (представление об обществе), методологический (принципы исследования общества) и оценочный (характер взаимоотношений общества и индивида). Общество рассматривается Дюркгеймом в двух смысловых значениях: с одной стороны, как объективная социальная реальность, включенная в общий универсальный природный порядок, с другой – как реальность особого рода, автономная но отношению к индивидуальной, биопсихической реальности[1].

Особым предметом социологии, отличающим ее от других общественных наук, являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности. По мнению Э. Дюркгейма, социальные факты – это объективные социальные явления, имеющие принудительный характер по отношению к индивиду. Они представляют собой некие "коллективные модели жизни", которые существуют независимо от индивида и побуждают его к определенному поведению (религия, обряды, законы, правила поведения и т.д.).

Интерпретация фактов, как объективных и независимых от создания индивидов, получила реализацию в методологической части социологии. Знаменитое выражение Дюркгейма: "Социальные факты следует рассматривать как вещи" выступает основным принципом методологии мыслителя.

Многообразие социальных фактов Дюркгейм представляет в виде структурированной системы, включающей две группы: факты коллективного сознания, представляющие собой общие идеи и чувства, и факты "материального субстрата" общества, или морфологические (демографические, географические, экологические и др.). Совокупность материальных фактов отражает количественные характеристики общества, а факты коллективного сознания – представляют его духовное состояние. Данный подход к классификации фактов позволил ученому выделить в структуре социологии такие разделы, как социальная морфология, социальная физиология и общая социология[2].

Одной из центральных проблем в научном творчестве Э. Дюркгейма является проблема социальной солидарности, которая представляет собой общественные связи, позволяющие обществу сохранять свою устойчивость. Мыслитель рассматривает ее как высшую моральную ценность, универсальный принцип, мотивирующий поведение людей.

Дюркгейм обосновывает наличие двух форм солидарности. Механическая солидарность преобладает в архаических обществах, объединяя индивидов на основе сходства (языка, обычаев, верований, исторического опыта и т.д.). Главной интегрирующей силой в этом случае выступает коллективное сознание. Органическая солидарность складывается в более развитых обществах, которые представляют собой сложную систему, являющуюся результатом углубления разделения труда. Обмен функциями и продуктами деятельности между членами общества приводит к углублению интеграции в обществе. Вместе с тем разделение труда ослабляет коллективное сознание, приводит к ослаблению традиций и способствует увеличению рациональности, формированию автономности личности.

Особый интерес представляет исследование Дюркгеймом такого социального явления как самоубийство. В работе "Самоубийство" мыслитель выделял самоубийства эгоистические, альтруистические, аномические и фаталистические. Исследователь доказывал, что самоубийства не могут быть объяснены только психологическими причинами. К примеру, эгоистические самоубийства в своей основе имеют повышенный индивидуализм, потерю смысла жизни, утрату связи со своей социальной группой и т.д. Альтруистические, наоборот, связаны с чрезмерной интеграцией индивида в его социальное окружение[3].