Лекция 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА - СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

К индивидуальным субъектам таможенных правоотношений относятся физические лица, обладающие таможенно-правовым статусом, закрепленным в нормах таможенного законодательства Таможенного союза, Российской Федерации и международно-правовых договорах.

Таможенно-правовой статус индивидуального субъекта — это комплекс прав и обязанностей физического лица, закрепленный в нормах таможенного права. Его ОГЛАВЛЕНИЕ определяется таможенной правосубъектностью физического лица и зависит от уровня нормативной определенности и гарантированность правового положения личности в отношениях с таможенными органами и их должностными лицами.

Дифференцирование таможенно-правового статуса физических лиц происходит в зависимости от ряда факторов: места постоянного проживания лица, принадлежности к гражданству Российской Федерации или иного государ

Рис. 4.1. Субъекты таможенных правоотношений

ства — члена Таможенного союза, вида деятельности субъекта; его возрастных особенностей, степени дееспособности, целей и способа перемещения товара через таможенную границу и др.

Таможенное законодательство Таможенного союза оперирует общим понятием ".ища" и таможенных правоотношениях, относя к нему физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Обобщая положения ст. 4 ТК ТС и ст. 5 Закона о таможенном регулировании, можно сделать вывод, что индивидуальные субъекты таможенного права по статусным особенностям целесообразно поделить на две основные группы:

• индивидуальные субъекты государства — члена Таможенного союза (с выделением подгруппы российских индивидуальных субъектов);

• иностранные индивидуальные субъекты.

К индивидуальным субъектам государства — члена Таможенного союза относятся:

• физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве — члене Таможенного союза;

• индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.

В частности, к российским индивидуальным субъектам таможенных правоотношений относятся: а) физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации; б) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и постоянно проживающие в Российской Федерации. К иностранным индивидуальным субъектам таможенных правоотношений относятся все иные индивидуальные субъекты, не являющиеся индивидуальными субъектами государств — членов Таможенного союза.

В группе индивидуальных субъектов таможенных правоотношений особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей таможенно-правового статуса следующих субъектов:

• специалист по таможенным операциям;

• индивидуальный предприниматель — участник ВЭД;

• физические лица, пользующиеся упрощенным порядком перемещения товаров: физические лица, перемещающие товары для личного пользования; лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства, беженцы; вынужденные переселенцы; лица, получившие товары в наследство для личного пользования за пределами Таможенного союза; отдельные категории иностранных лиц, пользующихся льготами и привилегиями в области таможенного права; дипломатические и консульские работники стран Таможенного союза, исполняющие свои полномочия за рубежом, а также проживающие совместно с ними члены их семей; туристы.

Специалист по таможенным операциям является профессиональным участником таможенных правоотношений. Это физическое лицо, исполняющее на основании трудового договора профессиональную деятельность в качестве работника коммерческой организации таможенного представителя.

Специалист по таможенным операциям выступает от имени таможенного представителя и реализует следующие основные профессиональные функции:

• таможенное оформление грузов, поступающих в регион деятельности таможенного представителя;

• соблюдение таможенных процедур в отношении поступающих товаров;

• взаимодействие с органами таможенного контроля, сертификации, складами временного хранения и иными объектами таможенной инфраструктуры;

• ведение учета товаров, находящихся под таможенным контролем;

• контроль исполнения условий внешнеторговых контрактов, по которым товар поступает в подведомственный ему регион.

Отношения организации и специалиста по таможенным операциям регулируются нормами трудового законодательства. Совершение таможенных операций специалистом по таможенным операциям от имени таможенного представителя по договору подряда и договору возмездного оказания услуг не допускается.

Статья 12 ТК ТС относит к ведению Российской Федерации вопросы определения квалификационных требований и условия выдачи специалисту по таможенным операциям документа, подтверждающего его соответствие установленным требованиям. Статус специалиста по таможенным операциям конкретизируется в должностных инструкциях, утверждаемых руководством юридического лица, выполняющего функции таможенного представителя.

Общие требования, предъявляемые к специалисту по таможенным операциям, содержатся в ст. 63—65 Закона о таможенном регулировании и связаны:

• с принадлежностью к российскому гражданству;

• наличием высшего профессионального образования;

• соответствием установленным квалификационным требованиям.

Установление квалификационных требований, порядка выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям находится в ведении ФТС России.

Процесс подтверждения соответствия уровня знаний и профессиональных навыков физического лица квалификационным требованиям специалиста по таможенным операциям реализуется в форме аттестации и заключается в сдаче квалификационного экзамена по установленной программе. Документом, подтверждающим соответствие физического лица указанным квалификационным требованиям, является квалификационный аттестат специалиста но таможенным операциям, который выдается бессрочно.

После получения квалификационного аттестата специалист по таможенным операциям обязан поддерживать свой профессиональный уровень посредством систематического прохождения обучения по образовательным программам повышения квалификации в порядке, установленном ФТС России.

Квалификационный аттестат может отзываться ФТС России. Основания и условия отзыва квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям перечислены в ст. 65 Закона о таможенном регулировании и связаны с нарушением административных процедур получения квалификационного аттестата и фактами нарушения таможенного законодательства в процессе осуществления лицом профессиональных полномочий.

Приказ ФТС России от 08.11.2011 № 2263 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям" регулирует процедуры формирования экзаменационных комиссий, допуска претендентов к аттестации, приема квалификационного экзамена (аттестации), выдачи квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям, выдачи дубликата квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям, контроля выполнения специалистом по таможенным операциям обязанности прохождения обучения по программам повышения квалификации.

Таможенный представитель не вправе ограничивать юридическую ответственность специалиста по таможенным операциям, находящегося у него в штате. Специалист по таможенным операциям несет различные виды юридической ответственности:

• дисциплинарную ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка предприятия, некачественное и несвоевременное выполнение должностных обязанностей, за достоверность информации, предоставляемой им государственным органам, структурным подразделениям и руководству;

• административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения;

• материальную ответственность в соответствии с заключенным трудовым договором и законодательством РФ.

Индивидуальный предприниматель, участник ВЭД -

это физическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую предпринимательскую деятельность, зарегистрированное в установленном законодательством порядке.

Индивидуальные предприниматели в облает ВЭД и таможенного регулирования процесса перемещения товаров через таможенную границу приравниваются к юридическим лицам, осуществляющим ВЭД. Они обязаны соблюдать установленный таможенным законодательством порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств международных перевозок, соблюдать ограничения и запреты экономического и неэкономического характера2; надлежащим образом декларировать и оформлять товары и транспортные средства международных перевозок, представлять отчетность, нести юридическую ответственность в случае нарушения ими таможенного законодательства в процессе внешнеторговой деятельности.

Вести предпринимательскую деятельность самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя может физическое лицо, достигшее по законодательству РФ полной дееспособности. Данный субъект в таможенных правоотношениях проявляет двойственную природу: признаки организации и физического лица. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Индивидуальный предприниматель несет ответственность за свою предпринимательскую деятельность всем своим имуществом, включая имущество, которым он владеет как физическое лицо. Согласно примечанию к ст. 16.1 КоАП за административные правонарушения, связанные с нарушением таможенных правил лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится на основании гл. 18 Закона о таможенном регулировании по правилам, установленным для юридических лиц.

Физические лица, перемещающие через таможенную границу товары для личного пользования, исключаются из числа участников внешнеторгового коммерческого процесса, подчиняющегося общему порядку таможенного регулирования. Вопросы закрепления особого таможенно-правового статуса данных лиц находятся в совместном ведении Таможенного союза и Российской Федерации и регулируются:

• гл. 49 ТК ТС;

• соглашением Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 18.06.2010 "6 порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском";

• гл. 45 Закона о таможенном регулировании.

Особенности льготного таможенно-правового статуса физических лиц, перемещающих товары для личных нужд, формируются на основании соблюдения требований целевого перемещения товаров для личного пользования и предусматривают:

• полное освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования;

• неприменение к товарам мер нетарифного и технического регулирования;

• упрощенный порядок таможенного оформления товаров;

• возможность по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме;

• уплату совокупного (без разграничения на виды) таможенного платежа по единым ставкам таможенных пошлин в случаях, предусмотренных законодательством;

• выпуск товаров для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС;

• возможность совершать таможенные операции, не покидая транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, и т.д.

Лица, признанные в установленном порядке беженцами, вынужденными переселенцами, и лица, прибывающие в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, обладают особым льготным таможенно-правовым статусом, который обусловлен административно-правовыми гарантиями, предоставленными государством данной категории физических лиц и членам их семей.

Беженец — это иностранное лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований находится вне страны своей гражданской принадлежности, не может или не желает пользоваться защитой этой страны. Документом, подтверждающим приобретение статуса беженца, является удостоверение беженца.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования его в любых незаконных формах. Документом, подтверждающим приобретение данного статуса, является удостоверение временного переселенца.

Лицо, прибывающее на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, — иностранное либо российское лицо, ранее проживающее за рубежом и переселяющееся для постоянного проживания в Россию. Документом, подтверждающим переселение на постоянное место жительства, является документ, подтверждающий приобретение гражданства Российской Федерации либо вид на жительство.

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах" гарантирует лицу, признанному беженцем, и прибывшим с ним членам его семьи право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания. Аналогичные права предоставляет Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 "О вынужденных переселенцах" лицу, получившему административно-правовой статус вынужденного переселенца.

Льготный таможенно-правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, прибывающих в Россию на постоянное место жительства, предусматривает освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств международных перевозок, принадлежащих данной категории лиц, и некоторые особенности совершения таможенных операций. Объем и основания предоставления льгот данным категориям лиц регулируется:

• ТКТС;

• Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском";

• решением КТС от 18.06.2010 № 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем ".

Размеры льготного ввоза товаров без взимания таможенных платежей не ограничиваются по количеству и размерами его таможенной стоимости. Основанием предоставления льготных условий беспошлинного ввоза товаров данной категорией лиц является выполнение ряда условий1:

• документальное подтверждение статуса беженца, вынужденного переселенца или факта прибытия на постоянное проживание в Россию;

• соблюдение срока ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания: не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство — член Таможенного союза;

• соблюдение срока приобретения ввозимых товаров: товары должны быть приобретены ранее даты признания физических лиц беженцами, вынужденными переселенцами либо ранее даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство — член Таможенного союза.

В случае временной невозможности документального подтверждения своего статуса товары для личного пользования указанных лиц могут размещаться на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих прибытие (переселение) лица на постоянное место жительства в государство — член Таможенного союза, признание лица беженцем, вынужденным переселенцем2. Если лицо не имеет возможности представить правоустанавливающие документы, подтверждающие особый административно-правовой статус, оно приравнивается к общему статусу физических лиц, перемещающих товары для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза.

Лица, получившие в наследство иностранные товары для личного пользования за пределами территории Таможенного союза, имеют право неограниченного ввоза всего наследуемого имущества без униаты в отношении него таможенных платежей. Для приобретения данного специального статуса лицу, перемещающему товары, необходимо представить таможенным органам документы, подтверждающие факт наследования перемещаемых товаров.

Отдельные категории иностранных физических лиц, пользующихся таможенными льготами в области перемещения товаров для личного пользования, перечислены в гл. 45 ТК ТС. Данные лица являются специальными субъектами в области упрощенного перемещения товаров физическими лицами. К подобным иностранным физическим лицам относятся:

• глава дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства и проживающие с ним члены его семьи (ст. 319, 322 ТК ТС);

• лица, являющиеся персоналом дипломатического представительства, консульские служащие и проживающие с ними члены их семей (ст. 319, 322 ТК ТС);

• административно-технические работники дипломатических представительств и консульских учреждений и проживающие с ними члены их семей (ст. 320, 322 ТК ТС);

• иностранные дипломатические и консульские курьеры (ст. 324 ТК ТС);

• представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, члены делегаций иностранных государств, прибывшие с официальным визитом и сопровождающие их члены семей (ст. 325 ТК ТС);

• персонал международных межгосударственных и межправительственных организаций и члены их семей (ст. 327 ТК ТС).

Льготный статус данной категории лиц имеет международно-правовую природу и основывается на требованиях Устава ООН, Венских конвенций о дипломатических сношениях от 18.04.1961, о консульских сношениях от 24.04.1963 и рядом двусторонних международных соглашений с участием России.

Таможенные льготы в отношении данной категории субъектов предусматривают (гл. 45 ТК ТС):

• освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменение мер нетарифного регулирования к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза;

• освобождение от таможенного досмотра личного багажа при отсутствии серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза запрещено либо регулируется карантинными правилами.

Статья 318 Закона о таможенном регулировании конкретизирует сферу рассматриваемых правоотношений, указывая, что если международными договорами РФ для вышеуказанной категории иностранных лиц предусмотрены более льготные правила перемещения, чем установленные гл. 45 ТК ТС, применяются правила международных договоров РФ. Более подробно особенности перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования данной категорией иностранных физических лиц и совершения таможенных операций рассмотрены в гл. 8 учебника.

Дипломатические и консульские работники стран Таможенного союза, исполняющие свои полномочия за рубежом, а также проживающие совместно с ними члены их семей представляют еще одну группу индивидуальных субъектов в области льготного таможенного регулирования. Объем и порядок предоставления льгот данной категории физических лиц схож с предыдущей льготной категорией иностранных лиц, но более ограничен.

Пункт 3 Приложения 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" предусматривает дополнительный ряд ограничений для возможности ввоза данными лицами на территорию Таможенного союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, независимо от их веса и таможенной стоимости:

• ввоз осуществляется не чаще одного раза в календарный год за период пребывания за границей;

• льготный ввоз возможен при условии официального подтверждения цели пребывания лица в иностранном государстве дипломатическим представительством или консульским учреждением государства — члена Таможенного союза.

Льготный таможенно-правовой статус туристов получил свое закрепление в международной Конвенции о таможенных льготах для туристов от 04.06.1954.

Турист — лицо, посещающее страну временного пребывания в некоммерческих целях: лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и др.

Статус туриста требует нахождения лица в стране временного пребывания в период от 24 часов (не менее одной ночевки) до шести месяцев подряд1.

Таможенные льготы для туристов распространяются на товары, являющиеся предметами личного пользования, к которым применяется процедура временного ввоза без обложения ввозными пошлинами и налогами. Согласно ст. 2 Конвенции к "предметам личного пользования" относятся одежда и другие вещи, новые и бывшие в употреблении, которые могут быть необходимы туристу лично, принимая во внимание все обстоятельства его посещения. Товары, ввозимые с торговыми целями, к предметам личного пользования не относятся. Государства — члены Конвенции предоставляют туристам таможенные льготы при условии, что перемещаемые предметы предназначаются для личного пользования самого туриста и нет оснований опасаться злоупотреблений, что эти предметы не будут вывезены туристом обратно.