Киновыразительность и патриотический нарратив в годы Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны в кинематографии стран, вовлеченных в это трагическое событие, и, в частности, в нашей стране доминировал патриотический нарратив, с одной стороны, выражавшийся в призыве к ненависти к врагу и прославлению своей страны, с другой - в поэтизации женской верности, мужской дружбы и массового героизма. Кроме того, на формирование новых тенденций в киноязыке не могли не повлиять репортажный характер съемок и оперативность работы фронтовых корреспондентов. В советском кино они проявились в жанре героической документальной эпопеи ("Разгром немецких войск под Москвой", 1942, получившей приз "Оскар" в 1942 г.), документальные ленты "Ленинград в борьбе" (1942) и "Битва за Сталинград" (1943), героическая трагедия "Зоя" режиссера Л. Арнштама (премия в Каннах 1946 г.), фильмы "Она защищает родину" режиссера Ф. Эрмлера, "Радуга" (1945) режиссера М. Донского (приз Американской ассоциации кино и радио). Нельзя не отметить как мощное средство поддержки национального духа и "Боевые киносборники".

Но, возможно, самыми проникновенными были игровые лирические драмы "Два бойца" (1942) режиссера Леонида Лукова (1909-1963), "В шесть часов вечера после войны" (1944) Ивана Пырьева (1901 - 1968), "Жди меня" (1943) Александра Столпера (1907-1979). Так, картина "Жди меня" была особенно любима зрителем, потому что затрагивала самые важные для души человека на войне вопросы. Она утверждала, что женская верность в любви всегда помогает мужчине выжить и выстоять. "Жди меня" лента особая, потому что ее название влечет за собой шлейф ассоциаций военной поры. И прежде всего - с одноименным знаменитым и очень популярным в годы войны стихотворением К. Симонова (1915-1979) (сценарий к фильму был также написан им). В определенном смысле, перед нами экранизация этого стихотворения. И стихотворение, и фильм, рассказывая частную лирическую историю, являют нам эпические вневременные образы. Фильм "Жди меня" не является эталоном художественной формы, но несет совершенно особую интонацию (это особенно ощущается сегодня), и тому, кто способен ее воспринять, открывается дух военной эпохи. Конечно, сегодня ту, "большую войну" воспринимают по-иному, и это неизбежно, потому что прошли годы, десятилетия, пришли другие поколения и другие идеи, но интонация картины Столпера навсегда останется важным штрихом в изображении Великой Отечественной. Фильм прозвучал не только из-за поэзии К. Симонова и режиссуры А. Столпера, но и благодаря работе актеров - Валентины Серовой (1917-1975), Бориса Блинова (1909-1943), Льва Свердлина (1901 - 1969) и других.

В 1960-е гг. Столпер вновь обратился к творчеству К. Симонова. В экранизациях первых двух романов трилогии "Живые и мертвые" (1964) и "Солдатами не рождаются" ("Возмездие", 1967) рассказ о войне носил уже иной характер, отражая реалии современного режиссеру времени. Столпер в чем-то продолжил традицию, заложенную Г. Чухраем в фильме "Чистое небо" (1961), коснувшись одной из самых болевых точек советской истории XX в. - сталинских репрессий. В фильме Чухрая главным персонажем (летчик-герой Алексей Астахов в исполнении Евгения Урбанского, 1932-1965) впервые стал человек, побывавший в плену (что в годы войны расценивалось как предательство) и столкнувшийся с отторжением общества - ему осталась преданной, в сущности, только жена. В фильме же Столпера зритель впервые сопереживал герою, пережившему сталинские лагеря, но оставшемуся при этом патриотом своей страны - генералу Федору Серпилину, роль которого со сдержанной мощью сыграл Анатолий Папанов (1922-1987), получивший после этой работы особое признание. Актера на эту роль безошибочно выбрал сам К. Симонов. В лентах А. Столпера "Живые и мертвые" и "Возмездие", кроме А. Папанова, создали неповторимые образы Кирилл Лавров (1925-2007), Олег Ефремов (1927-2000), Виктор Авдюшко (1925-1975), Олег Табаков (р. 1935), Михаил Ульянов (1927-2007) и другие замечательные актеры советского кино.