Лекция 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ

Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др. языки.

Источниками знаний по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники. Во многих источниках славян упоминали как венедов, склавинов, антов. Первые сведения о славянах относятся к I–II вв. н.э. Вопрос об их прародине является спорным в исторической науке. Такие крупные историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов целостность славянской территории начала нарушаться уже во II–IV вв. Великое переселение народов (V–VII вв.) окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя, продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизировала Восточноевропейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.

Восточнославянские племена объединялись в союзы. В Среднем Поднепровье жили поляне, основавшие г. Киев. Северо-западнее их – древляне ("лесные люди") и дреговичи ("болотные люди"). Севернее – радимичи, северо-восточнее – северяне. На Оке и Москве-реке жили вятичи (по имени их легендарного патриарха Вятко), западнее их – кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские), основавшие г. Новгород.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло подсечное земледелие (заставлявшее их переходить с места на место, расширяя ареал обитания), а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха.

По своим верованиям славяне были язычниками. Они поклонялись Перуну – богу грома и молний, покровителю воинов; Велесу – богу богатства, покровителю скота и купцов; Даждьбогу – покровителю урожая; Стрибогу – богу ветра, в широком смысле – дыхания как проявления Духа; Мокоши – богине любви и плодородия. Распространен был и культ предков.

С VI в. у славян начался процесс разложения родовых отношений, наступил этап военной демократии. В это время появилось имущественное неравенство, племя возглавлял военный вождь (князь), избираемый общим собранием (вечем) мужчин, существовали постоянная дружина и общеплеменное ополчение. Отдельные племена объединялись в союзы. Возникали города, где собиралось вече, находился торг, производился суд. Военная демократия являлась предпосылкой возникновения государства.

Образование Древнерусского государства. Норманнская теория

Большинство отечественных историков считает, что в основе возникновения государства лежит процесс развития производительных сил. У восточных славян совершенствовались орудия труда, производственные навыки. В частности, подсечное земледелие заменялось более производительным – пашенным. Это приводило к появлению излишков продуктов, которые присваивались верхушкой племен (вождем, его ближайшим окружением, жрецами). В результате произошло имущественное расслоение, сформировались социальные группы раннефеодального общества: феодалы (князья и их приближенные), зависимое крестьянство, ремесленники, торговцы и др. Такое положение диктовало потребность в урегулировании отношений между ними, в появлении особых органов управления и принуждения, совокупность которых называется государством. Его появлению способствовала также необходимость вооруженной борьбы с соседями (аварами, хазарами, печенегами), защиты торговых путей, важнейшим из которых был путь "из варяг в греки". Находящиеся вдоль него крупные города Новгород и Киев стали центрами формирования Древнерусского государства.

Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить внутренние распри, пригласили княжить в Новгородскую землю варягов (норманнов) во главе с Рюриком. Его преемник Олег в 882 г. завоевал Киев и перенес туда центр объединенного государства. Эта дата и считается началом российской государственности.

Летописное известие о призвании варягов послужило основанием для появления норманнской теории. Она была создана в XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером, A. Л. Шлёцером, приглашенными на службу в Петербургскую Академию наук. Суть теории заключалась в том, что Древнерусское государство возникло благодаря варягам-норманнам. Первым ее противником стал М. В. Ломоносов. Так началось противостояние в исторической науке норманнистов и антинорманнистов. Сегодня большинство историков разделяет следующие положения.

1. Древнерусское государство сложилось в процессе длительного формирования внутренних предпосылок, в результате исторически обусловленного перехода от родового к раннефеодальному строю. Его создание было закономерным итогом развития, внутренней потребностью восточнославянских племен.

2. У восточных славян существовала первоначальная низовая структура (протогосударственная) для создания государственного аппарата.

3. Варяги сыграли роль катализатора в процессе образования Древнерусского государства.

4. В конечном счете, они были ассимилированы (поглощены) древнерусским этносом.