Кибернетический метод

Кибернетика (от греч. kiber – над, nautis – моряк, т.е. старший моряк, кормчий, управляющий рулем, отсюда – kybemetike – искусство управления) – наука о закономерностях управления сложными динамическими системами. В качестве таких сложных динамических систем рассматриваются и живые организмы, и социальные сообщества, и технические системы.

Впервые термин "кибернетика" встречается в работах древнегреческого философа Платона (около 427–347 до н.э.), которым он обозначил правила управления обществом. Через две с лишним тысячи лет французский физик и математик А. М. Ампер (1775–1836) в своей классификации наук, изложенной в работе "Опыт философских наук" (1834), термин "кибернетика" также применил к науке об управлении обществом.

Понадобилось еще 200 лет развития естественных и гуманитарных наук, для того чтобы в 1940-х гг. термин "кибернетика" наполнился современным ОГЛАВЛЕНИЕм. Н. Винер (1894–1964) применил этот термин в своей книге "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине" (1948).

В 1960–1970-х гг. проблемы исследования кибернетических систем нашли широкое отражение в различных отраслях наук. Активно развивались экономическая кибернетика, медицинская кибернетика, аграрная кибернетика и другие отрасли кибернетики. Была создана и научная теория правовой кибернетики – науки, изучающей закономерности, условия и особенности использования математических методов и технических средств в целях оптимизации и повышения эффективности управленческих процессов при решении конкретных правовых задач. Сегодня правовая кибернетика активно используется при исследовании эффективности правового регулирования общественных отношений[1].

Естественно, что в правовой системе большинство информационных систем являются системами управления. Следовательно, при их исследовании можно применять методы кибернетики.

В рамках кибернетического метода в структуре информационной кибернетической системы выделяют управляющий и управляемый объекты, прямые связи, по которым поступают команды управления, и обратные связи, по которым движется информация об исполнении команд управления, изучение которой позволяет корректировать команды управления.

Упрощенная структура кибернетической системы управления приведена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Структура кибернетической системы

Так, например, механизм правового регулирования как кибернетическая система содержит:

а) управляющее устройство – правотворческий орган, устанавливающий нормы права, задающие поведение субъектов правоотношений;

б) управляемое устройство – субъекты правоотношений, которым правовыми нормами предписывается определенные правила поведения (права, обязанности, ответственность);

в) прямая и обратная связи – каналы, по которым движется правовая информация – нормативная (как управляющие воздействия) и ненормативная (как информация обратной связи).

Кибернетический метод подразумевает единство прямой и обратной информационных связей. Прямая информационная связь определяет поведение правового образования (субъекта правоотношений) в зависимости от каких-либо юридических воздействий, а обратная информационная связь определяет выбор юридического воздействия в зависимости от прошлого поведения этого образования.

Так в механизме правового регулирования субъект воздействия (правотворческий орган) в соответствии со стоящими перед ним целями (урегулировать существующие общественные отношения), на основе всего массива нормативной правовой информации и постоянно получаемой из различных источников ненормативной информации о состоянии и поведении субъекта управления (юридическое или физическое лицо) воздействует на него (вырабатывает нормативно-правовое предписание).

Если в данном механизме остается только прямая информационная связь, то перед законотворческим органом стоит задача выбора некоторого правового воздействия без наличия у него необходимой информации, так как обратный поток информации о состоянии общественных отношений и реальном поведении субъектов управления не поступает. Отсутствует вторая половина контура регулирования, которая называется обратной информационной связью, и поэтому выработка адекватных регулирующих воздействий становится невозможной.

Допустим, в механизме правового регулирования разорвана прямая информационная связь: правотворческий орган не может опубликовать информацию в виде нового правового акта. В этом случае механизм правового регулирования реализовать невозможно.

Таким образом, в информационно-правовой реальности прямая и обратная информационные связи едины и зачастую не существуют одна без другой.