Кибернетические закономерности

1. Эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.

2. Качество знаний зависит от эффективности контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения: Р = N (0,981 × S × а), где N – число оценок; а – число учеников, подвергнутых инспектированию; S – число уроков по учебному плану за инспектируемый период (Г. В. Воробьев).

3. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.

4. Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учеников, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.

5. Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, – "программа движений" и ее результаты – "программа цели" опережают в мозгу саму деятельность (П. К. Анохин).

Исключительную важность закономерностей управления иллюстрируем примером методики обучения письму, разработанной под руководством П. Гальперина. Сравнивалось три типа обучения. Первый – традиционный. Ученикам давались примеры букв и показывалось их написание. Исследователи зарегистрировали: для правильного написания первой буквы понадобилось 174 повторения, второй – 163, третьей – 158, двадцатой – 20. Второй тип обучения основывался на выделении так называемых опорных точек, которые указывали место, где линия меняет свое направление. Точки ставил экспериментатор, ученики переносили их в тетради, а потом соединяли. В этих условиях для правильного написания первой буквы потребовалось 22 попытки, второй – 17, двадцатой – от 5 до 11 попыток. По условиям третьего типа обучения ученики учились самостоятельно анализировать буквы, находить в них опорные точки и самостоятельно использовать их. Теперь уже на первую букву понадобилось 14 повторений, на вторую – 8, а начиная с девятой все буквы писались правильно с первого раза. Выигрыш очевиден: время на обучение сократилось в несколько раз. Этот пример – лишняя иллюстрация того, что означает понять и правильно использовать закономерность, а также и того, что наибольшие резервы таятся именно в сфере управления учебно-воспитательным процессом.

Социологические закономерности

1. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

3. Эффективность обучения зависит от уровня "интеллектуальности среды", интенсивности взаимообучения.

4. Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.

5. Престиж ученика в классе зависит: а) от позиции, которую он занимает; б) роли, которую он исполняет; в) академических успехов и достижений; г) индивидуальных качеств.

6. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учениками.

7. Дидактогения (грубое отношение учителя к ученикам) ведет к снижению эффективности эдукации класса в целом, каждого школьника в отдельности.

Две маленькие иллюстрации подчеркнут действие этих закономерностей.

Первая. Всего три-пять учеников сидят в классе малокомплектной на зависть любой сверхэлитарной школы. Почему же столь тягостное впечатление производят уровень их развития, система знаний? Неумолимо действует закон взаимообучения – не за кем тянуться, учиться не у кого, подготовлены все одинаково плохо, не с кем соревноваться. Индивидуальный подход тут мало поможет.

Вторая. Учитель хорошо подготовлен к уроку, подобрал интересный материал, запроектировал "входы" в проблемные ситуации и "выходы" из них, а урок, как говорится, не состоялся. Распространенная причина – нарушение тонких, почти эфемерных закономерностей общения. Один неудачный жест, фальшивый акцент, неосторожное слово – и в классе появляется настроение, далекое от того, при котором можно осуществить запроектированные цели. Ведь школьники все воспринимают "через" личность учителя, общение с ним. Не помогут никакие приемы, если ученик не хочет общаться с учителем, не любит его, не уважает. Когда-то он, может быть, и поймет, что был неправ, но сейчас, на уроке, момент утерян безвозвратно. Ничто так не утомляет ребенка, не истощает его силы, как длительное некомфортное общение.

Считается, что основная причина перегрузки – обилие учебного материала. Однако дело не только в этом. Неудовлетворенность общением, постоянная внутренняя напряженность, неуверенность, боязнь оказаться в нелепой ситуации намного больше утомляют ребенка, чем наука. Ученик не нашел своего учителя – такой неутешительный диагноз мы должны поставить во всех случаях неконтактных отношений.