Кеппен: "Смерть в Риме"

В первые послевоенные десятилетия, когда память о прошлом оставалась и живой, и во многом болезненной, а иные нацистские преступники, избежавшие расплаты, националисты и неофашисты, поднимали голову, тема преступления гитлеризма сохраняла актуальность. Она получила отзвук в творчестве ряда крупных западногерманских прозаиков, таких как Г. Э. Носсак {"Межвременье", "Единорог"), З. Ленц ("Урок немецкого"). Большим явлением антифашистской литературы стал роман "Смерть в Риме" Вольфганга Кеппена (1906–1996), поднявшего острую тему не вырубленных корней нацизма.

В. Кеппен, проживший долгую жизнь, выступил в литературе задолго до Второй мировой войны, дебютировав романом "Несчастная любовь" (1934), который удостоился самых лучших отзывов. В годы нацизма он перебрался в Голландию, где мало писал. После войны стал членом "Группы 47" и приобрел известность, выпустив три романа: "Голуби в траве" (1951), "Теплица" и "Смерть в Риме" (1954). Все они, особенно последний, стали событиями в литературной жизни.

Роман "Смерть в Риме" дышит ненавистью к фашизму. Место действия – "вечный город" Рим, куда тайно прибывает Юдеян, бывший генерал СС, матерый военный преступник. После войны по решению Нюрнбергского трибунала он был приговорен к смертной казни, но избежал возмездия, скрывался, пока не нашел покровителей в одной из восточных арабских стран, где занялся поставкой оружия. Юдеян – профессиональный палач, от которого веет "трупным запахом". С наслаждением оживляет он сцены своих злодеяний: обнаженных женщин на краю расстрельного рва, груды мертвых тел, извлеченных из траншей, ужас газовых камер. Он и сам воплощает смерть в своей тупой бесчеловечной сущности. И умирает в одной из гостиниц от сердечного приступа на пике своей преступной деятельности.

Под стать Юдеяну и его супруга Ева, одна из тех женщин, выпестованных Третьим рейхом, белокурых валькирий, которая вместе со слепой преданностью фюреру, пропиталась арийской, "нордической" идеологией. Кеппен показывает, как нацизм растлевает людей, лишая их совести.

В Риме с Юдеяном встречается его родственник Пфафрат. В эпоху Третьего рейха он принадлежал к тем капиталистам, которые, если лично не участвовали в человекоубийствах, но деятельно сотрудничали с преступным режимом. После войны стал бургомистром. По природе он – флюгер, приспособленец, державший нос по ветру. Быстро улавливает политическую конъюнктуру. Исходя из личного благополучия и выгоды, подспудно вынашивает надежду, что, когда времена переменятся, он "вытащит" своего знаменитого свояка Юдеяна в Германию и пристроит. Его сын Дитрих растет, в чем-то ориентируясь на родителя. Приверженец "порядка" твердой власти, он будет делать карьеру, не козыряя до поры до времени родственными связями с Юдеяном, но полагает, что опыт генерала когда-нибудь окажется востребован.

Но Кеппен дает понять: среди детей Пфафрата размежевание. Второй сын Адольф, противник насилия, становится священнослужителем. Он надеется, что, надев рясу, сумеет очиститься от всяких ассоциаций с "бандой убийц". Наконец, третий сын Зигфрид, высокоталантливый композитор, человек, совестливый, внутренне противостоит Юдеяну, отцу и им подобным. В его уста вложен внутренний монолог, в котором – страстное осуждение тех, кто развязал войну, принесшую ужасающие страдания, и превратил Германию в страну "виселиц, тюрем и солдафонов". Герои, близкие по духу Зигфриду, появляются на страницах других романов Кеппена. Именно с ними писатель связывает надежды па возрождение и обновление Германии.