Юридическая техника

Законодательная техника охватывает целый ряд процедур правотворческой деятельности: определение предмета закона, выбор формы, структуры акта, языковые и иные требования к его содержанию и оформлению.

Юридическая техника – это система базирующихся на практике нормотворчества и теоретически обоснованных правил и приемов подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.

Важнейшей проблемой законодательной техники является определение предмета проекта закона. Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которым необходимо обладать двумя обязательными свойствами: 1) они должны нуждаться в соответствующем регулировании; 2) по своей природе могут быть предметом правового регулирования.

Предмет закона могут составлять лишь те общественные отношения, которые носят существенный характер.

Реальное выяснение и уяснение предмета проекта правового акта возможно лишь на основании глубокого изучения существующего правового материала. Особое значение при определении предмета проекта правового акта следует уделить непосредственному анализу живой социальной практики. Только такой подход позволит стать закону выразителем общественных интересов. Тонко и ярко описал это требование к подготовительной работе Ж.-Ж. Руссо. Он сравнил мудрого законодателя с архитектором, который прежде чем возвести здание, обследует и изучает почву, чтобы узнать, сможет ли она выдержать его тяжесть. Законодатель не начинает писать законы наудачу, он испытует предварительно, способен ли народ, которому он их предназначает, им подчиняться.

Непосредственно с определением предмета закона связан выбор его формы. Трудности, возникающие при решении этого вопроса, имеют различные причины, основная из которых связана с многообразием видов правовых актов и одновременно отсутствием нормативного закрепления их классификации.

При выборе формы проекта правового акта его автору следует учитывать федеративное устройство Российской Федерации, обусловившее трехуровневое деление правового регулирования: в соответствии со ст. 71–73 Конституции РФ правовое регулирование осуществляется по предметам исключительного ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, по предметам ведения субъектов РФ.

Законодательная техника включает в себя ряд рекомендаций по структуре нормативных правовых актов.

Каждый закон должен иметь название, что позволяет сразу определить его предмет, т.е. круг регулируемых им общественных отношений. Название закона должно быть сформулировано кратко, но при этом отражать его основное ОГЛАВЛЕНИЕ. Название закона, регулирующего определенный круг общественных отношений, отличается от названия закона, изменяющего ранее принятые нормативные акты. В первом случае кратко указывается его основное ОГЛАВЛЕНИЕ; во втором – приходится перечислять или воспроизводить полностью названия актов, которые новым законом изменяются.

Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи и цели. В преамбуле раскрываются причины принятия и направленность закона, политическое, экономическое или социально- культурное его значение. Преамбула не является обязательным элементом правового акта.

Основной частью закона является его нормативно-правовое ОГЛАВЛЕНИЕ, включающее в себя предписания, дозволения и запрещения. Нормативно-правовое ОГЛАВЛЕНИЕ закона излагается в логической последовательности, с разбивкой на статьи, которые в свою очередь делятся на пункты с цифровым обозначением либо на части, каждая из которых начинается с красной строки.

Статьи закона, параграфы, главы и разделы закона должны быть снабжены специальными подзаголовками, лаконично выражающими их суть, что позволяет быстро найти необходимую статью.

В большинстве случаев нормативно-правовая часть закона излагается постатейно в соответствии со схемой "если ..., то", вслед за которой указываются те невыгодные последствия (санкции), которые наступают при неисполнении или нарушении статьи ("иначе"). Следует, однако, заметить, что невыгодные последствия (санкции) отнюдь не всегда содержатся в данной статье, они могут быть указаны в другой статье закона или даже в ином нормативном правовом акте.

Важный элемент нормативного правового акта – подпись уполномоченного должностного лица. Так, например, федеральные конституционные и федеральные законы подписываются Президентом РФ, после чего официально публикуются.

Особый раздел законодательной техники – это язык закона. Его значение предопределено тем, что право воздействует на волю и сознание людей при помощи языковых средств. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний. Языковое воплощение нормативного правового акта придает воле законодателя цельность, законченность формы и делает его максимально доступным для изучения и применения. Нормативный правовой акт – это письменное литературное произведение, и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому другому произведению книжно-письменной речи. Нормативный акт представляет собой один из подвидов официально-делового произведения наряду с другими актами – документами, имеющими юридическое значение.

При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для данной сферы правотворчества, т.е. употребляемые преимущественно или даже исключительно в данной области. Это дает основание выделить язык законодательства как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфическим способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.

Отметим наиболее яркие особенности языка закона:

1) официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя:

2) ясность, точность и простота языка законодательства;

3) максимальная точность выражения мысли.

Можно выделить следующие требования к терминологии закона: использование терминов с четким и строго очерченным смыслом; употребление слов и выражений обычно в более узком или специальном значении по сравнению с тем, какое они имеют в общелитературном языке; использование слов и выражений в прямом и первоначальном их значении; отказ от двусмысленных и многозначных терминов; единство применяемой терминологии по всему законодательству или по крупным его разделам, которое выражается прежде всего в том, что один и тот же термин в различных нормативных актах должен иметь одно и то же значение. Разные правовые понятия не следует обозначать одним и тем же термином.

Законодательная техника содержит требования к стилю изложения: логическая последовательность и стройность изложения, смысловая завершенность; единообразие способов изложения однотипных формулировок.

Текст нормативного правового акта должен быть нейтральным и не выражать определенных эмоций. Текст не должен вызывать у субъектов права ярких эмоций (восторг, негодование, ярость).

В законах запрещается использовать метафоры, гиперболы, сравнения и другие приемы художественного образного языка. Это связано с тем, что официальные тексты должны пониматься и исполняться.

Соблюдение указанных условий повысит качество принимаемых актов с точки зрения совершенства их формы, послужит устойчивости массива нормативных актов.