Католицизм

Слово "католицизм" восходит к греческому "καθολική" – "всеобщая", "вселенская". Так определялась христианская церковь в древних символах веры. В процессе исторического развития слово "католическая" стало относиться только к Римской церкви, хотя и православие, и протестантизм тоже претендовали и претендуют на "кафоличность". Католическая церковь окончательно оформилась после разделения церквей на Западную и Восточную в 1054 г. Католицизм – самая многочисленная конфессия христианства: на начало XXI в. она насчитывала более миллиарда последователей – это больше половины всех христиан мира. Католицизм распространен во многих странах Европы, в Латинской Америке, США, странах Африки и Азии, на постсоветском пространстве (в основном в западных областях Украины и Белоруссии, в странах Прибалтики). С начала 1990-х гг. постоянно возрастает количество католических приходов и в России.

Формирование католицизма

Католицизм формировался в западной части Римской империи. Здесь в I в. на общецерковное руководство претендовала римская община уже в силу своего пребывания в столице. Церковь связывала с Римом деятельность апостолов Петра и Павла. На рубеже II–III вв. в сочинениях христианских мыслителей появился так называемый тезис об апостольском наследовании: как Петр был главой церкви, так и его преемники – папы римские – обладают властью над католическим миром. Первоначально в христианских общинах титул "папа" (греч. πάππας – отец) применялся ко всем священнослужителям. В западной церкви позднее стали относить его к епископам Римской и Африканской (с центром в Карфагене) церквей.

Укрепление папства произошло в понтификат Льва I (440–461), получившего впоследствии прозвание Великий.

Требуя признания всеми епископами своей власти, он сформулировал понятие "полноты власти" (plenitudo potestatis) и использовал его против решения Халкидонского собора 451 г. о равных правах константинопольского и римского епископов. Льву I удалось уберечь Рим от захвата Аттилой, и это подняло престиж римского папы в глазах всего Запада. В папе стали усматривать как главу церкви, так и политического вождя Западной империи.

В понтификат Григория I Великого (590–604) нарастает расхождение между Западной и Восточной церквами. Григорий I вместе с Амвросием Медиоланским (ок. 339– 397), Аврелием Августином (354–430), Иеронимом Стридонским (ок. 347–420) были признаны учителями церкви. Радикальное усиление власти пап началось после того, как экономически могущественные, сильные централизованной властью и авторитетом епископы Рима освободились от подданства Византии. Папа Стефан II в 752 г. обратился к франкскому королю Пипину Короткому за военной помощью в борьбе против лангобардов. Последний в благодарность за помазание его на престол отдал папе в 756 г. земли, отнятые у лангобардов – Римскую область, часть Равенны и Кампаньи. Здесь возникло церковное государство, где папы пользовались не только религиозной, но и светской властью. Впоследствии папы для обоснования своих претензий на светскую власть ссылались на документ "Дарственная Пипина", который на самом деле был составлен не раньше правления Людовика Благочестивого (814–840), а может быть и позже, для обоснования власти Каролингов над Италией.

Программа установления господства пап над церковью, а также их владычества над миром была сформулирована в так называемых "Лжеисидоровых декреталиях". Это свод документов, в основу которого был положен сборник Исидора Севильского (ок. 550–636). Но так как к нему было добавлено много подложного, то историками с XVII в. ставится вопрос о подлинности всего памятника. Свод этот составлялся многочисленными авторами в течение нескольких веков, а местом составления была франкская монархия. В церковный оборот этот сборник вводится с IX в.

Декреталии преследуют цель освободить епископов от власти светских феодалов. Для этого в сборнике проводится резкое различие между клиром и мирянами. Опорой епископата, согласно Декреталиям, является папство, которому непосредственно, минуя митрополитов национальных церквей, должны подчиняться епископы. В Римской церкви, утверждается в Декреталиях, заключена вся полнота церковной власти, которую от нее получают другие церкви. Римскому епископу как преемнику апостола Петра принадлежит управление всей церковью, право созывать соборы и вершить суд над духовенством.

Формы отделения клириков от мирян складывались в Западной церкви еще в древний период. Над клириком совершался обряд хиротонии (рукоположения), с XI в. стал обязательным целибат. Для подчинения себе мирян епископы имели средства церковного наказания – епитимии. Наиболее сильным наказанием считалось отлучение от церкви. Церковь добилась, чтобы отлученный лишался гражданских прав. В руках епископата находилась и такая мера, как освобождение подданных от присяги государю, вассалов – сюзерену. Мощным средством воздействия церкви на государство стал интердикт – запрещение богослужения и треб в целой области и даже стране.

Папство укрепилось благодаря союзу с германскими императорами. При Отгоне I (962–973) в империи появились духовные княжества. Монастыри и епископаты получили земельные владения. Когда на Западе установилась ленная система, епископы и аббаты оказались в зависимости от светских феодалов. Папа Николай II (1059–1061) сумел отстранить императора от участия в избрании пап, которое было предоставлено исключительно коллегии кардиналов. Григорий VII (1073–1085) начал борьбу против светских феодалов, раздававших епископам лены, объявив это "симонией". Таким путем папа попытался отнять у светской власти инвеституру – право введения в должность и раздачи церковных должностей.

С конца XI в. до 1270 г. по призыву церкви совершались "крестовые походы" на Ближний Восток под предлогом борьбы с мусульманами за освобождение "Гроба Господня" и "Святой Земли" (Палестины). Папство становится интернациональным центром западноевропейской феодальной системы. В крестовый поход, провозглашенный на соборе в Клермоне в 1095 г. папой Урбаном II (1088–1099), отправились в том же году крестьяне, беднота, бродяги, воодушевленные аскетом Петром Пустынником (Амьенским, ок. 1050–1115). Первый крестовый поход рыцарей увенчался взятием Иерусалима (1099) и установлением там латинского королевства. В 1187 г. Иерусалим был отвоеван мусульманами.

Наибольшего могущества папство достигает при Иннокентии III (1198–1216), который сознавал себя наместником Христа на земле по образцу библейского царя- священника Мелхиседека. Эта власть обосновывалась ссылками на так называемую дарственную грамоту Константина Великого (Donatio Constantini), согласно которой этот римский император, удаляясь из Рима в Константинополь, отдал папе Сильвестру и его преемникам полную власть над Западом и признал превосходство папы над всеми церковными иерархами. Уже в своей интронизацион- ной речи Иннокентий III объявил, что является викарием Христа, преемником Петра. Иннокентий III заявлял в своем первом послании, что "как луна заимствует свой свет от солнца... так точно и царская власть заимствует блеск своего достоинства от власти священнической".

Во время Четвертого крестового похода, организованного Иннокентием III, в 1204 г. крестоносцы штурмом захватили Константинополь. Была образована Латинская империя. На трон ее взошел предводитель этого похода Балдуин, получивший благословение Иннокентия III. Власть западных феодалов продолжалась около полувека. Балдуин II бежал из Константинополя вместе с шестым латинским патриархом в 1261 г. Такая судьба постигла и королевство крестоносцев в Иерусалиме. Город после кратковременного возвращения христианам в период Шестого крестового похода, возглавляемого императором Фридрихом II, вновь перешел в руки мусульман в 1244 г.

С благословения пап Иннокентия III и Григория IX (1227–1241) Тевтонский орден немецких рыцарей вел в XIII в. захват польских, литовских и русских земель. Воспользовавшись трудностями греков, папа Григорий X (1271–1276) на Лионском соборе 1274 г. заключил унию с послами императора Михаила VIII Палеолога (1259– 1282). Эта так называемая Лионская уния в Византии не была принята мирянами и духовенством, а затем отвергнута новым императором Адроником II (1282–1328).

Первостепенную роль в развитии монашества на Западе сыграл Бенедикт Нурсийский (480–547), основатель монастыря в Монте-Кассино, создатель бенедиктинского устава (529 г.). Его правила, в которых наряду с бедностью, целомудрием и послушанием содержалось требование пребывать в монастыре, не допускали существования бродячих монахов. Около 910 г. аббат Одо из монастыря Клюни в Бургундии предпринял реформу монашеской жизни. Клюнийские монастыри подчинялись главному монастырю и его аббату, а не только имели единый устав.

Так на Западе появилась новая форма монашеской организации – орден, объединение многих монастырей с центральной властью и едиными задачами. Клюнийская реформа была направлена на возврат к строгому соблюдению правил Бенедикта, но одновременно она лишала монастыри автономии и подчиняла их папской юрисдикции, минуя епископов.

В X и XI вв. возникли также созерцательные ордены кармелитов, картезианцев и цистерцианцев. Братства совместной аскетической жизни клириков были преобразованы в духовные ордены августинцев.

Первый нищенствующий орден был создан в Италии Франциском Ассизским (Джованни Бернардоне, 1181 – 1226) в 1207–1209 гг. Постепенно к Франциску примыкало все больше последователей, и он создал "Орден меньших братьев" – своего рода религиозно-нравственную общину. Наименование их "меньшими братьями" – миноритами (лат. fratres minores) происходило от наставления Франциска Ассизского, чтобы они считали себя "наименьшими" из всех людей. Иннокентий III признал орден в 1210 г. Под церковным руководством францисканский орден стал опорой престола св. Петра.

Другую разновидность нищенствующего ордена явили доминиканцы. Целью этого ордена "проповедующих братьев" (Ordo fratrum praedicatorum), основанного в 1216 г. испанцем Домиником де Гусманом (1170–1221) и опирающегося на правила Августина, была борьба с ересью альбигойцев и защита чистоты католического учения. Орден этот при его основании был нищенствующим, но требовал обета бедности только от лица, а не от всей конгрегации. Папой Григорием IX (1227–1241) в 1232 г. доминиканцам было предоставлено руководство инквизиционными трибуналами. Устав доминиканцев, принятый в 1220 г., обязывал их заниматься душепопечением, проповедовать и изучать теологию.

С крестовыми походами связано возникновение рыцарских орденов.

Для борьбы с ересями католическая церковь создала специальное судебное учреждение – инквизицию (от лат. inquisitio – розыск). Григорий IX (1227–1241) в 1227 г. поручил доминиканцам организацию специальных трибуналов в тех странах и орденских провинциях, где существовали какие-либо еретические движения.

Средневековая католическая теология наиболее ярко выражена в трудах доминиканца Фомы Аквинского (1225– 1274), признанного "князем схоластов", "всеобщим наставником" и "ангельским доктором". Фома был канонизирован в 1323 г., а в 1567 г. провозглашен "пятым учителем церкви". Впоследствии его теология стала официальной в ордене доминиканцев. Апология церковного учения дана Аквинатом в "Сумме против язычников", важнейшим его трудом является неоконченная "Сумма теологии". В работе "Книжица против заблуждений греков", написанной по поручению Урбана IV (1261 – 1264) для осуществления унии с восточной церковью, он соединил доктрину о высшем авторитете епископа Рима с взглядом на то, что папа обладает полновластием и безошибочностью. В этом он опирался на "Книгу сокровищ", приписывавшуюся Кириллу Александрийскому.

Учение Фомы Аквинского о церкви было использовано папством для обоснования своей юрисдикции.

Первым к нему обратился Бонифаций VIII (1294–1303) в своей булле "Unam sanctam". Подоплекой воинствующей направленности этой буллы была борьба Бонифация с французским королем Филиппом IV (1285–1314). После эпохи крестовых походов притязания престола св. Петра натолкнулись на сопротивление развивающихся национальных монархий. Бонифаций VIII, хотевший отлучить от церкви короля и освободить его подданных от присяги, был в сентябре 1303 г. захвачен французским отрядом и подвергнут унижению. Борьба папы с королем, которого поддержали горожане и французские юристы, закончилась поражением папства, несмотря на такую меру, как интердикт, наложенный на всю Францию в 1303 г.

С 1304 г. папой становится француз Бертран Август, епископ Бордоский, принявший имя Климента V (1305– 1314), а с 1309 г. началось так называемое Авиньонское пленение пап. Климент V стал первым папой, резиденция которого находилась не в Риме, а в Авиньоне. Этот период, называемый также Вавилонским пленением церкви, длился до 1377 г., когда Григорий XI (1370–1378) вернулся в Рим.

Следствием Авиньонского пленения стал так называемый Великий западный раскол (1378–1417). В этот период папами римскими считались одновременно два, а то и три иерарха, поддерживавшиеся разными группами кардиналов и государствами.

В среде самого духовенства и богословов осознавалась потребность в реформах церковного управления, что и проявилось в соборном движении. Соборное движение настаивало на признании руководящей роли собора епископов, который обладает верховенством над папой. Собор в Пизе (1409) вызвал на свой суд обоих паи – Григория XII Римского (1406–1415) и Бенедикта XIII Авиньонского (1394), которые отказались прибыть и решениям собора не подчинились. Тогда собор низложил их как раскольников и избрал нового пану – Александра V (1409). Его преемником стал Иоанн XXIII (1410), который позже был объявлен антипапой. Так на престол св. Петра стали претендовать сразу трое пап.

Под нажимом иерархии Иоанн XXIII был вынужден созвать новый Вселенский собор в Констанце (5 ноября 1414 г. – 22 апреля 1418 г.). Собор провозгласил, что папа обязан повиноваться его суду и решениям. На этой основе собор низложил всех трех пап и выбрал нового – Мартина V (1417–1431). Принцип верховенства вселенского собора над папами остался только декларацией, ибо кризисная ситуация в церкви требовала централизации управления.

Столкновения папства с интересами поместных церковных группировок продолжались и на Базельском соборе (1431–1449), созванном папой Евгением IV (1431–1447). На соборе во Флоренции (1439), когда устанавливалась уния с греческой церковью, было подчеркнуто верховенство папы над собором. Акт об унии подписал и московский русский митрополит Исидор, грек по национальности. Однако русский епископат и великий князь Василий II отказались принять унию. Вскоре уния была отвергнута и в Византии.