Категория деятельности в отечественной науке

Категория деятельности получила широкое распространение в экономике, философии, педагогике, физиологии и других науках. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова деятельность определяется как занятие, труд. В Философском словаре деятельность рассматривается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, ОГЛАВЛЕНИЕ которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности, как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности[1].

В. Д. Шадриков в своей ранней работе "Психологический анализ деятельности" рассматривает деятельность как активное отношение субъекта деятельности к действительности, направленное на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей (потребительных стоимостей), и освоением общественного опыта[2]. Автор отмечает, что центральными в психологической теории деятельности являются понятия мотива и цели деятельности.

Под мотивом трудовой деятельности понимаются внутренние побуждения человека к данной деятельности. В качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззрения, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки.

Цель деятельности – это то, что должен получить человек в результате деятельности.

У субъекта деятельности цель представлена в форме образа. Развивая эту мысль, автор отталкивается от идей Б. Ф. Ломова, который писал, что образ цели формируется как сложный продукт синтеза сенсорно-перцептивных, мнемических и речемыслительных процессов. Роль цели деятельности человека трудно переоценить. Экспериментальные исследования показывают, что образ-цель определяет критерии отбора информации о состоянии предмета труда, орудий труда и среды, направляет процесс переработки информации и принятия решения, корректирует исполнительные действия.

Результат деятельности – это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности индивида, результат деятельности может совпадать с целью деятельности, но может и не совпадать. В первом случае можно считать, что в итоге деятельности человек достиг цели, во втором – цель не достигнута, и деятельность может быть продолжена.

Параметры деятельности – количественные и качественные характеристики деятельности как процесса способа достижения цели.

Параметры эффективности деятельности – количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности. К основным параметрам эффективности деятельности следует отнести: производительность, качество и надежность. Производительность характеризуется количеством продукции, выпущенной в единицу времени, качество – соответствием продукции стандартам и требованиям технологии, надежность – с качественной стороны характеризуется как способность выполнять требуемые функции в заданный интервал времени; с количественной стороны – определяется вероятность выполнения требуемых функций в течение заданного времени и заданных условиях. Следует помнить, что параметры эффективности деятельности тесно взаимосвязаны.

Параметры цели – количественные и качественные показатели цели, которым должен соответствовать результат деятельности в определенных отношениях (измерениях). Например, на производстве они обычно обусловлены технологическими показателями.

Параметры результата – количественные и качественные показатели, по которым проводится сопоставление результата с целью.

Способ деятельности – конкретный путь достижения цели. Способ деятельности определяется условиями, в которых она протекает.

Нормативно одобренный способ деятельности (НОСД) – обобщенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия способ деятельности. Нормативно одобренный способ деятельности выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности).

Индивидуальный способ деятельности (ИСпД) – способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности.

Своеобразие ИСпД, степень его отличия от НОСД будут обусловлены спецификой мотивации, полнотой и своеобразием учета объективных и субъективных условий деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками: он устойчив, обусловлен определенными личностными качествами, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям (Климов, 2005).

Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народно-хозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.

Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются:

• в максимальном использовании профессионально важных качеств личности работника;

• в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.

Структура – объективно существующее целостное образование, представленное элементами и их взаимосвязями друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что в структурах число и особенности подструктур зависят от свойств объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их.

Функция (элемента, структуры, системы) – продуцирование определенного результата.

Система – это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции. Более подробный анализ понятия "система" позволяет выделить следующие общие моменты, присущие любой системе:

• система представляет собой нечто целостное, отличное от окружающей ее среды;

• эта целостность носит функциональный характер;

• система представляется дифференцируемой на конечное множество взаимосвязанных элементов, обладающих вполне определенными свойствами;

• отдельные элементы взаимодействуют в плане общего назначения системы,

• свойства системы не сводятся к свойствам образующих ее компонентов;

• система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой;

• система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах;

• системы могут обладать свойствами адаптивности.

Следует отметить, что один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные системы в зависимости от целевого назначения. Система всегда носит функциональный характер, поэтому понятия "система" и "функциональная система" следует рассматривать как синонимы.

Элементы структуры, системы – условно неделимые и относительно сопоставимые ее части.

Компоненты структуры, системы – объединяющее название для элементов, подсистем и подструктур.

Динамическая система – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связи между ними при сохранении функции.

Структура деятельности – целостное единство компонентов и их всесторонних связей, реализующих деятельность.

Психологическая структура деятельности (ПСтД) – целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. Когда говорят о структуре деятельности, имеют в виду абстрактную деятельность как предмет изучения. Психологическая система деятельности (ПСД) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в целях выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели). Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности под связями имеются в виду прежде всего функциональные, а не морфологические связи, т.е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.

Основными компонентами ПСтД являются:

• мотивы деятельности как внутренние побуждения человека к данной деятельности (потребности, мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, социальные роли, установки личности);

• цель деятельности как тот результат, который должен получить человек в итоге деятельности (определенный продукт, его производство, перемещение, приведение в рабочее состояние орудий труда и т.д.);

• принятие решений как анализ, проводимый на уровне субъекта деятельности, включающий в себя ряд особенностей процесса принятия решений, например, активность и заинтересованность в принятии оптимального решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания оценки и коррекции вырабатываемых решений.

• программы деятельности, способы выполнения действий, построение деятельности во времени и пространстве и т.д.;

• профессионально важные качества, т.е. качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким основным параметрам, как производительность, качество, надежность.

Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта, особенностей отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Одни и те же структуры человека как субъекта деятельности могут в разные периоды времени входить в разные ПСД. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.

Системогенез, по В. Д. Шадрикову, – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

В словаре "Психология" под редакцией М. Г. Ярошевского деятельность определяется как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности[3].

Деятельность рассматривается как реальная движущая сила обществ, прогресса и условие самого существования общества. Главным признаком деятельности является сознательно формулируемая цель, которая формируется в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. Поэтому любая деятельность тесно связана с нравственными ориентирами общества, социальными факторами. В разных типах культуры она выступает то в роли носителя высшего смысла жизни, то на правах необходимого условия жизни.

Выделяют многообразные формы деятельности: духовная и материальная; производственная, трудовая и нетрудовая; репродуктивная (направленная на получение уже известного результата известными же средствами), продуктивная; учебная, игровая, производственная и т.д.

В психологии получил развитие деятельностный подход как принцип изучения психики и теория изучения предметной деятельности, в основу которой легли идеи относительно категории предметной деятельности (К. Маркс, М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.).

Теория деятельности рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Деятельностный принцип означает прежде всего признание деятельностного источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни. Согласно деятельностному подходу деятельность рассматривается в контексте принципов развития и историзма; предметности; активности, единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

В контексте данного подхода выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и знания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности[4].

Предмет психологического изучения деятельности обсуждался многими авторами. Главное, что было выделено в этом контексте, – это целостный характер деятельности по сравнению с отдельными ее элементами. Так, С. Л. Рубинштейн писал в связи с этим: "Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не значит, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы".

Поэтому в исследованиях деятельности как психологического феномена преобладает системный подход, позволяющий выявить специфику целостного явления в его взаимосвязи с другими сторонами психики, а также внешними и внутренними условиями жизнедеятельности и в процессе развития. Необходимость системного подхода является специфической особенностью психологического изучения деятельности.

Критерии описания деятельности, согласно С. Л. Рубинштейну, могут быть следующими[5]:

• деятельность (всегда) субъектна, не может быть бессубъектной деятельности;

• взаимодействие субъекта с объектом, т.е. предметная, содержательная деятельность;

• деятельность всегда творческая, хотя бы в минимальной степени;

• самостоятельная.

Профессиональная деятельность всегда зависит от реализующего ее индивида, развивается во взаимодействии с предметом и объектом его труда, характеризуется определенным предметным ОГЛАВЛЕНИЕм, предлагает возможности для независимой творческой самореализации.

В психологии выделяют несколько различных видов деятельности, например в традиционном делении – трудовую, учебную, игровую. Деятельность бизнесмена в психологическом понимании относится к разряду трудовой деятельности, которую многие авторы выделяют как основной вид деятельности. В чем же заключается специфика трудовой деятельности вообще и деятельности бизнесмена в частности?

Трудовая деятельность (труд) в философском аспекте рассматривается как целесообразная активность человека, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. В этом смысле труд есть вечное естественное условие человеческой жизни. Кроме того, труд имеет иное значение, а именно как целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением орудий труда. Постепенно усложняясь, труд становился более совершенным, многосторонним, сложным. В содержании процесса труда выделяют целесообразную деятельность, предметы и средства труда. Это нашло отражение во многих психологических концепциях трудовой деятельности.

Среди концепций трудовой деятельности наиболее известной является подход Е. А. Климова, в котором развиваются требования к анализу психологического содержания труда[6]. Автор считает, что труд – это функциональный предмет рассмотрения в психологии. При этом трудовая деятельность должна иметь определенный социально ценный результат. Он рассматривает трудовую деятельность как функциональную систему в структуре сознания, системное психологическое образование (целостность), характеризующееся рядом признаков:

1) сознательным предвосхищением социально ценного результата;

2) осознанием обязательности достижения социально фиксированной цели;

3) сознательным выбором, применением, совершенствованием или созданием орудий, средств деятельности;

4) осознанием межчеловеческих производственных зависимостей – реальных (живых) и овеществленных.

Психолог всякий раз должен специально разбираться, присущи ли активности человека эти признаки, чтобы можно было отнести ее к категории трудовой деятельности. Если хотя бы один признак отсутствует или выражен очень слабо, данная активность пока что не есть трудовая деятельность.

Согласно Климову очень важно рассматривать труд не только в отношении его объективного содержания, но и со стороны внутренней, субъективной – со стороны содержания сознания человека. Все указанные признаки характеризуют труд со стороны содержания сознания человека. При этом каждый из выделенных психологических признаков имеет свои компоненты (когнитивные или информационные, аффективные или эмоциональные) и градуальную оценку выраженности. Через градуальную оценку раскрывается конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ компонентов психологических признаков труда. Психологические признаки труда и их компоненты с градуальной оценкой степени выраженности в активности человека представляют своего рода концептуальную схему формирования человека как субъекта труда.

В соответствии с выделенными признаками Е. А. Климов вводит понятие индивидуальная психологическая структура труда и конкретизирует его как своеобразное, характеризующее данного человека в данное время сочетание уровней выраженности четырех психологических признаков труда в целях формирования его как субъекта труда.

Исходя из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения объектов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека, как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в целях достижения конкретного результата.