Категории, принципы и закономерности социальной работы

Хорошо известно, что система знаний становится научной тогда, когда получает социальный статус. Это значит, что она общественно значима и востребована, отвечает основным критериальным требованиям, что у данной системы знаний есть свой объект, предмет, принципы исследования, введены и обоснованы закономерности функционирования и развития.

Понятийно-категориальный аппарат данной науки включает как понятия, выработанные в процессе ее возникновения и развития, так и понятия других научных дисциплин. Это относится и к социальной работе. Так, например, такие понятия, как "адаптация", "взаимоотношения", "реабилитация" и т.д. рассматриваются в философии, социологии, психологии, в том числе и в социальной работе, но в каждой из указанных дисциплин они имеют свое ОГЛАВЛЕНИЕ.

Исследователи классифицируют используемые понятия по группам. Первую группу составляют термины и понятия, не являющиеся специфическими категориями социальной работы как науки, связанные преимущественно с конкретными дисциплинами. Например, "социальная сфера", "социальные отношения" связаны с социологией; "социализация", "конфликты" – с психологией, педагогикой; "реабилитация" – с медициной и т.д.

Вторая группа понятий относится преимущественно к социальной работе, но в то же время используется и другими науками. Это понятия определяют, прежде всего, объекты и субъекты, закономерности, принципы и методы.

Третья группа понятий представляет собой категории, относящиеся только к социальной работе: социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь.

В исследовании теоретических проблем социальной работы важное место отводится принципам. В них находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности.

М. В. Фирсов и Е. Г. Студенова выделяют несколько подходов определения принципов теории социальной работы.

Во-первых, если за рубежом осмысление социальной реальности шло от практики, вследствие чего в ее принципах доминируют ориентированные на практику установки к изменению, то в Российской Федерации происходит осмысление социальной работы как понятийной реальности, в связи с чем здесь принципы социальной работы имеют прогнозно-ориентированную и дескриптивную (описательную) направленность.

Во-вторых, принципы социальной работы за рубежом отражают направления основных школ, которые в конечном счете стали едиными в теории и практике. В России плюрализма подходов к определению принципов нет, так как оказание социальной помощи населению централизовано и развивается в контексте официальных законов и постановлений. Поэтому принципы социальной работы отражают установки государственных концептов.

В-третьих, если за рубежом принципы вытекают из практических концептов (например, "здесь и сейчас"), то в России преобладают принципы психолого-педагогической области (например, принцип индивидуального подхода).

В целом в России приоритет отдается принципам социальных наук и философии. Поэтому мы будем разделять принципы социальной работы на общефилософские (общие) принципы, общетеоретические принципы социальных наук и частнонаучные принципы социальной работы.

К общефилософским можно отнести следующие принципы социальной работы:

• гуманистическую направленность социальной работы:

• соответствие интересов и возможностей государства интересам и потребностям населения;

• решение задач и достижение целей социальной работы и их осуществимость;

• соответствие методов, средств и форм социальной работы ее целям и задачам;

• социально-дифференцированную систему удовлетворения потребностей населения;

• персонификацию социальной работы через ее субъекты;

• справедливость и альтруизм социальной работы.

К общенаучным принципам социальной работы относятся общие правила, касающиеся образования и формализации ее научных понятий, категорий, объяснений явлений и процессов, обоснование и установление законов и закономерностей, а также выработки средств, форм и методов социальной работы.

Общенаучные принципы дифференцируются на общесоциологические, психолого-педагогические, методические и организационные.

Общесоциологические принципы оформляются в результате выстраивания социального образа клиента. К ним относятся:

• характерологические сведения о клиенте;

• право и возможность клиента на самостоятельность выбора и принятие решения;

• наличие потенциала оказания самопомощи;

• невмешательство в частную жизнь клиента;

• принадлежность клиента к определенным социальным группам, потенциально подверженным дискриминации в связи с полом, возрастом, религиозными убеждениями, национальной принадлежностью, политическими взглядами, сексуальной ориентацией и т.п. их членов;

• эмоциональная гиперактивность и провоцирующее (возможно, виктимное) поведение, вызванные переживанием клиентом его проблем, и др.

К психолого-педагогическим принципам можно отнести:

• модальность;

• эмпатию (сочувствование, вчувствование, когда "сердце сердцу сопечалится и совеселится");

• аттракцию (привлекательность клиента и субъекта социальной работы);

• доверие в системе "объект – субъект" социальной работы и др.

К методическим принципам относятся: преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность И др.

К организационным – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Частнонаучные принципы социальной работы характеризуют, прежде всего, отношения в системе "клиентсубъект социальной работы":

клиентоцентризм, поскольку уважение и защита интересов и потребностей клиента является системообразующим в социальной работе. (Необходимо отметить, что этот принцип ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социального обеспечения.);

• принцип опоры на собственные силы клиента предполагает развитие у него способности противостоять неблагоприятному воздействию социальной среды;

• принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о частной жизни клиента);

• принцип универсальности предполагает уважительное отношение к любому клиенту вне связи с его характерологическими и социальными особенностями и отделение субъектом социальной работы собственных чувств от профессиональных отношений;

• принцип толерантности подразумевает терпимое отношение субъекта социальной работы к любым проявлениям агрессии и провокации со стороны клиента с целью позитивного изменения его жизни.

Существуют частнонаучные принципы, характеризующие направленность социальной работы:

профилактическая направленность деятельности субъекта социальной работы по определению "зон риска" в системе "человек – проблемная ситуация";

непосредственное реагирование на проблемную ситуацию клиента, особенно при утрате клиентом способности к самообслуживанию, выявлении фактов насилия по отношению к детям, угрозе суицидного поведения и т.п.;

• поскольку субъект социальной работы должен держать в зоне внимания и тех, кому оказана социальная помощь, то проверка действенности вмешательства является важным частнонаучным принципом социальной работы.

Наконец, существуют и внутриресурсные принципы

социальной работы. В связи с ликвидацией системы безвозмездного получения социальных благ и услуг, в ходе осуществления социальной работы важны:

• принцип рыночного механизма функционирования социальной сферы вообще и социальной работы в частности;

ресурсосберегающий принцип (государственные и общественные ресурсы), следование порядку предоставления социальной помощи и услуг, адресность помощи;

• принцип активизации потенциала государственных и неформальных институтов помощи.

Социальная работа как наука основывается на собственных закономерностях – повторяющихся существенных связях явлений, действие которых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы деятельности.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

В реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в чистом виде.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о ряде закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики и содержания социальной работы в обществе.

Поскольку государство определяет объемы финансирования социальных программ, гарантированные виды услуг, меры социальной поддержки и т.д., социальная работа целиком зависит от социальной политики, которую проводит государство в данный момент.

Другой закономерностью выступает детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее проведения.

Закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

Вперед закономерность – это структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы, включающая в себя взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности учреждений социального обслуживания.

Исследователи теории социальной работы также выделяют такие закономерности, как:

• профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальной сферы;

• раннее диагностирование и современная профилактика и др.

Мировой и отечественный опыт ведения деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

Следует заметить, что само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае проводить развернутый теоретический анализ социальной ситуации, целенаправленно соотносить свои действия с устойчивыми связями и закономерностями социальной действительности, рефлектировать по поводу своих отношений с клиентом. Поэтому на практике он чаще исходит из типичности проблем клиентов, использует в первую очередь те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей и выражают определенный перечень требований к социальному работнику.

Становление и развитие теории социальной работы предполагает разработку системы закономерностей.

Как отмечает Л. В. Топчий, выделение системы закономерностей социальной работы – не такая простая задача. Это сложный и противоречивый процесс, связанный с социально-гуманитарным познанием.

Закономерности как предмет системного рассмотрения представляют собой специфическую область дознания и сложный тип социальных систем. Как показал отечественный опыт разработки теории социальной работы, закономерности нельзя определить механически, исходя только из сложившейся практики социальной работы в России. Они недоступны непосредственному чувственному восприятию. И пока что границы предметного поля действия закономерностей социальной работы не определены ни в теории, ни в сфере обыденного сознания.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях.

1. Социальная работа – специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья.

2. Формирование индивида происходит по "социальной программе" – под воздействием общественной среды при определяющей роли самой личности в собственном развитии.

3. Источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер (обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития).

Таким образом, закономерности социальной работы фиксируют:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политике и социальной работе;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов; решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможности социальной системы государства и общества.