Категорический императив

Неужели мораль может освятить любые поступки, которые продиктованы желанием наслаждения? И. Кант рассуждал иначе, утверждая, что человек способен делать добро не только ради корыстных соображений, но ради самой идеи добра, из одного только уважения к нравственному закону и долгу. Нравственность возможна только при условии свободного выбора. Если человек не обладает свободой, его решение может оказаться вынужденным.

До Канта многие философы полагали, что мотивами человеческих поступков могут быть только душевные аффекты, а не сознание долга. Иначе говоря, человек никогда не действует по совести. И. Кант заговорил о нравственной необходимости. Если человек может преодолеть силу страстей, он обретает разумную свободу. Нравственный закон, следовательно, задается разумом и свидетельствует о разумности. Это и должно стать самоочевидной основой поведения всех.

Однако человек – не просто разумное существо. Он еще не совершенен. Человеческая воля может действовать в ложном направлении. В связи с этим нравственный закон выступает как принуждение, как императив. Такое моральное веление может быть условным, гипотетическим. Поступок оценивается с точки зрения его возможных последствий, например, врач советует пациенту беречь свое здоровье. Но императив может оказаться обязательным, ибо он хорош сам по себе. В качестве примера можно сослаться на требование честности. Только императив нравственности может быть категорическим.

Итак, императив – это общезначимое, нравственное предписание в противоположность личному принципу – максиме. Максима – это субъективный, индивидуальный принцип воли. Древнейшему принципу моральных представлений человечества – "золотому правилу", которое играло роль принципа житейского благоразумия ("Если не хочешь, чтобы тебе причинили зло, не делай ты им зла"), более широкое звучание придал Кант в формулировке категорического императива. Человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для людей.

У Канта первая формулировка категорического императива, по сути дела, совпадает с "золотым правилом нравственности". Еще одна формулировка гласит: "Поступай только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом..."[1].

Наконец, у Канта есть еще одна формулировка: "Всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для применения той или другой воли"[2].

Цель не оправдывает средства

Люди часто относятся друг к другу прагматически, своекорыстно, поэтому Кант предостерегает: человек самоценен. Нельзя строить с ним моральные отношения и в то же время думать только о выгоде, расчете. Принцип пользы может оказаться безнравственным, если для достижения порой благородных и весьма полезных целей человек оказывается только средством.

Представления о человеке как средстве достижения каких-то целей можно проследить не только на примере отношений двух людей. Часто человек используется как материал и в государственной политике. Например, Петр I решил укрепить Российское государство. Он построил город на Неве. Все это далось огромной ценой. Тысячи людей погибли. Зато в выигрыше оказались государственные интересы. Здесь выступают свои ценности: империя дороже человека. Последний – только средство для достижения более значимых целей.

В истории революционные вожди обрекали на жертву тысячи людей и даже целые народы. Они увлекали массы благородными лозунгами, мечтой о реализации своих целей. При этом не возникал вопрос о том, стоит ли нести такие человеческие потери. В советские времена юноши и девушки с энтузиазмом ехали в тайгу, где нужно было построить новые города. Это, разумеется, благородная цель, но мало кто из руководителей заботился о том, чтобы эти патриоты не потеряли свое здоровье и даже жизнь. Человек рассматривался лишь как средство для реализации грандиозных планов.

Но разве есть какой-то другой путь исторических свершений? Разумеется, есть. Нужно просто изменить отношение к человеку, рассматривать все возникающие проблемы с точки зрения интересов людей, их ценности и самодостаточности. Тогда многие прожектерские планы утратят свои соблазны. Все, что происходит в мире, может быть направлено к одной цели – развитию потенциала человека, его способностей и возможностей.