Категориальный строй философского разума: система категорий

Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамическое мышление о нем. Понятие категорий и законов в их соотношении и заключает в себе такую "диалектику познания". Ученый как бы набрасывает на мир широкую сеть философских категорий и в нее захватывает разнообразные явления. Даже самая простая мысль: "Три желтых листа упали на землю" — заключает в себе такие понятия, как "предмет" (лист, земля), "качество" (желтый), "количество" (три), "движение" (падать). Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй философского разума выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта, выполняя свою существенную методологическую роль общего ориентира в арсенале познавательных приемов ищущего ума. "Любая логическая категория, вмещающая в себе то фактическое, что его определяет, но вмещающая число категориально же, средствами такого же чистого смысла, есть целевая категория".

Исторически сложившиеся категории даны каждому вступающему в жизнь человеку как нечто априорное (доопытное) по отношению именно к нему, будучи апостериорным (получаемым после опыта) в своем историческом становлении. В сознании ученого решаемая им проблема выступает в качестве конкретной, предметно предлежащей, требующей эмпирического изучения. Он направляет свой ум на экспериментальное изучение и наблюдение объекта, скажем, фиксирует и анализирует поведение звезды, ее спектральные характеристики и т.п. Из этой эмпирической "руды" он затем извлекает данные для решения будоражащей его ум исследовательской задачи. Но этот ум способен действовать лишь потому, что в результате предшествующей подготовки он вооружился категориальным аппаратом, который в отличие от решаемой специальной задачи не локален, а глобален и не апостериорен, а априорен. При этом его априорность заключается не в том смысле, что она изначально имманентно заложена в глубинах духа, а в том, что для каждого конкретного человека этот аппарат выступает в качестве такой структуры, которая извлечена не просто из его личного опыта (сам опыт без него невозможен!); суть дела в том, что за этой системой стоит весь всемирно-исторический опыт: все предшествующие поколения мыслителей, вся история познания как бы спрессовались в этом категориальном аппарате разума. И каждый вступающий в жизнь человек по мере своего приобщения к сокровищнице культуры впитывает в себя всю систему категорий, разумеется, на разном уровне ее смысловой наполненности: одно дело категориальный аппарат в гениальном уме Канта и Гегеля, другое — в уме обычного человека, в самых общих контурах знакомого с философией и науками.

По мере усвоения категории определяют зону и направленность видения любой формы данности — природной, социальной или духовной. Они ориентируют сущностное понимание мира человеком и человека в мире, организуют познавательную деятельность, определяя и поле мысленно обозреваемой реальности, и угол зрения, под которым мы осмысливаем ее. Другими словами, категории наполнены и методологическим, и мировоззренческим ОГЛАВЛЕНИЕм, и это касается всех без исключения категорий.

Каждая паука обладает своим исторически сложившимся специфическим арсеналом логических средств мышления, с помощью которых осуществляется постижение свойств и сути их объектов. Разумеется, любая наука оперирует понятиями разной степени общности и значимости, но ее "костяк" составляют основополагающие понятия — категории, которые, взятые в системе, образуют так называемый категориальный строй пауки. Категории (от греч. kategoria — высказывание; признак) — это предельно общие понятия в рамках данной предметной области; они образуют систему. Вокруг системы категорий, как электроны вокруг ядра в атоме, строится вся система понятий данной науки.

Философская мысль имеет дело со своим предметом, отличающимся характерными особенностями, и его нельзя познать нефилософским способом, не прибегая к категориальному и всему понятийному строю философского мышления. Поскольку философия есть наука о наиболее общих связях и законах развития природы, общества и мышления, постольку ее категориям присущ наиболее общий универсальный характер. Категории философии — это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности; они являются максимально широкими обобщениями, выходящими за границу опыта.

Итак, философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Однако, как и в любой науке, не все философские категории всеобъемлющи. Например, гносеологические категории ("знание", "истина", "заблуждение") характеризуют существенные аспекты лишь познавательной деятельности[1]. Но есть и универсальные философские категории. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему: "связь", "взаимодействие", "отражение", "информация", "развитие", "причинность", "структура", "система", "форма", "ОГЛАВЛЕНИЕ", "сущность", "явление" и др.

Во всех преобразованиях как конкретно-научного, так и философского знания наиболее устойчивой оказывается именно система категорий, хотя, разумеется, и она претерпевает определенные изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление о содержании, например, таких фундаментальных категорий, как "сознание" и "материя", существенно отличается от того, как они мыслились, скажем, в философии Нового времени, а тем более древности. Для категорий философии характерно то, что, как бы аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, они фиксируют именно мировоззренческие и методологические моменты в содержании научной мысли.

В глазах подлинной мудрости ни одна категория не должна получать исключительного, первенствующего значения, но все они представляют собой равно необходимые, равно ценные и равно укорененные в глубочайших основах человеческого бытия и мира явления. Все они вырастают из жизненного единства. Категории философии связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории "бытие", не прибегая к категориям "движение", "развитие", "пространство", "время" и многим другим, иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности в ее всеохватность. Каждая из категорий предполагает решение тех проблем или аспектов бытия и мышления, которые намечаются и предполагаются во всех других категориях. Так, категория времени не может быть решена вне связи с категорией пространства, движения и материи, а также таких категорий, как всеобщая связь, развитие, причинность, система, часть и целое, закономерность и случайность, возможность и действительность и т.п. Одновременно каждая категория сама по себе отражает определенный аспект бытия и мышления в их движении и развитии. Для осмысления реальности мы вынуждены привлечь весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим, то сливаясь в целом, то расходясь.

Порядок расположения философских категорий в системе основывается на учете все возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному. Но для углубленного рассмотрения той или иной проблемы разум вправе выбрать тот или иной "блок" категориальной системы, не упуская при этом из виду, что система философских категорий — это органическое целое, из которого без ущерба для истинного познания невозможно вырвать ни одного звена. Владение этим категориальным аппаратом есть умение, которое должно быть достигнуто с помощью изучения философии, в результате чего человек научается иметь в виду многообразные точки зрения и непосредственно вызывать в уме эти богатства, чтобы рассматривать согласно этим категориям какой-нибудь предмет.