Категориальный аппарат истории социальной работы

Раскрытие темы социальной помощи невозможно без авторского уточнения и конкретизации понятийного аппарата, а также его генезиса в процессе развития общества. Термин "социальная работа" впервые был использован в Англии в связи с необходимостью в начале XX в. преобразовать филантропию как дилетантскую неквалифицированную деятельность в профессиональную, основанную на социальных теориях и специальной подготовке.

Предметно-номинативные интерпретации категории "социальная работа" в контексте ее генезиса изучали многие исследователи[1].

По мнению выдающего отечественного теоретика благотворительности и общественного призрения В. И. Герье и некоторых других исследователей, в России термин "благотворительность" появился только в XVIII в. Он был впервые употреблен аббатом Бернаденом де Сен-Пьером в противовес узкому христианскому пониманию социальной помощи в период бурного развития идей рационализма. Отечественный историк Η. М. Карамзин перевел французский термин на русский язык буквально.

До этого в России использовались термины "призрение" и "общественное призрение". Термин "призрение" включал в себя древнейшие виды помощи, такие как прокормление, соболезнование, милостыня, единовременное пособие в виде подачи еды, платья, предоставления ночлега и т.д., т.е. единовременную или непродолжительную, несистематическую помощь.

Общественное призрение – это систематическая законодательно оформленная совместная помощь нуждающимся со стороны государства, благотворительных обществ и частных благотворителей.

Поскольку социальная работа выросла из благотворительности, следует проанализировать ее семантическую составляющую в контексте генезиса социальной работы как вида деятельности.

Отношение к благотворительности в России, как показывает анализ, менялось в зависимости от социально-политической обстановки в стране и не было однозначным. Так, до революции 1917 г. благотворительность рассматривали как нравственный долг имущего по отношению к бедным. С первых дней Октябрьской революции она была объявлена элементом буржуазного общества, унижающим человеческое достоинство[2].

В Большой советской энциклопедии 1950-х гг. благотворительность трактовали как помощь, оказываемую представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения с целью обмана грудящихся и отвлечения их от классовой борьбы.

После событий 1991 г. благотворительность вновь стала неотъемлемой частью социальной политики. В трудах ученых, в первую очередь Российского государственного социального университета[3], понятие уточняется с позиций современных реалий исторических и социальных наук. В Законах о благотворительной деятельности также дается определение данного термина. В целом в постсоветском пространстве под благотворительностью стали понимать проявление целенаправленного внимания к людям, неспособным в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими собственными силами достойные условия существования, оказание им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержание их материально и духовно.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Φ3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" дает следующее определение: "Благотворительность – это добровольная деятельность граждан и юридических лиц но бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".

Союз благотворительных организаций России разместил в Интернете проект Федерального закона "О филантропии, меценатстве и волонтерстве". В нем утверждается, что закон устанавливает основы правового регулирования и гарантии деятельности граждан (физических лиц) в области филантропии, меценатства и волонтерства как видов благотворительной деятельности (ст. 1, гл. I).

В проекте Закона отмечается, что он направлен на поддержку филантропии, меценатства и волонтерства, которые понимаются как "...безвозмездная общественно полезная деятельность граждан из числа социально и материально благополучной части населения, заключающаяся в добровольном их участии в решении социальных проблем страны путем оказания бескорыстной помощи обществу в целом, отдельным людям или неправительственным (негосударственным и немуниципальным) организациям". Указывается также, что он "регулирует отношения между гражданами, осуществляющими эту деятельность, и государством; создает условия для развития филантропии, меценатства и волонтерства путем моральной поддержки и экономического стимулирования государством этих видов благотворительной деятельности".

Изначально нам представляются некорректными два момента.

Во-первых, волонтерство, меценатство и филантропия трактуются как абсолютные синонимы. А это противоречит их исконной семантической составляющей.

Во-вторых, в качестве потенциальных благотворителей уже в первых строчках проекта Закона признаются только граждане из "...числа социально и материально благополучной части населения". Это априори ошибочно хотя бы уже потому, что, как показывает анализ реальной благотворительной деятельности в мире, ею занимаются все слои и малоимущего населения, включая пенсионеров. В Москве малоимущие слои населения активно участвуют в благотворительных акциях "Соберем ребенка в школу", "Семья помогает семье", организуют сбор вещей для пострадавших в результате природных и техногенных катаклизмов. А если отнести к благотворительности помощь соседей и родственников, то число "бедных" участников увеличивается в разы.

Во многих странах благотворительная помощь не ограничивается только деньгами, а значит, в Законе изначально неверно заложено само определение субъекта благотворительной деятельности и оно нуждается в серьезной корректировке.

Статья 2 проекта Федерального закона посвящена основным понятиям, используемым в нем, в частности, предлагаются следующие трактовки базовых категорий благотворительной деятельности:

альтруизм – бескорыстная забота о благе и пользе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами; одна из главных характерных черт благотворительной деятельности;

безвозмездная деятельность – деятельность, осуществляемая без выплаты вознаграждения в любой материальной форме;

безвозмездный труд – бесплатный, неоплачиваемый труд;

бескорыстие – чуждость корыстных интересов, материальной выгоды;

благополучатели – граждане и юридические лица, получающие благотворительную помощь филантропов, меценатов и добровольцев;

благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью;

благотворитель – гражданин (филантроп, меценат, доброволец), в убыток себе представляющий ресурсы для осуществления благотворительности;

благотворительная деятельность, благотворительность – добровольная деятельность филантропов, меценатов и добровольцев по оказанию материальной помощи нуждающимся гражданам и неправительственным организациям, опирающаяся на альтруистические мотивации, направленная на частичную компенсацию существующего дисбаланса потребления благ;

волонтер – доброволец; гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда;

волонтерство – добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преВперед целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям;

гласность – доступность для общественного ознакомления;

гуманизм – мировоззрение, основанное на человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей;

гуманитарный – обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека;

доброволец – волонтер, лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме предоставления своего безвозмездного труда по оказанию услуг, проведению работ, сбору благотворительных пожертвований и т.п.;

добровольный – совершаемый или действующий по собственному желанию, не по принуждению;

меценат – лицо, занимающееся меценатством, благотворитель;

меценатство – благотворительность, благотворительная деятельность в духовной сфере (в сфере образования, просвещения, науки, культуры, искусства, духовного развития личности);

милосердие – готовность помочь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, охватывающая жизненно важные проблемы и потребности нуждающихся в ней, обеспечивающая как прямое выживание, так и возможности, очерченные прожиточным минимумом;

милость – доброе, человеколюбивое отношение;

нравственность – внутренние, духовные и душевные качества человека, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;

нуждающиеся лица – лица, которые не в состоянии удовлетворить собственными силами и деятельностью необходимые материальные и духовные потребности;

общее благо – понятие, включающее идеи справедливости, равенства, единства, понимания обществом и властью необходимости выбирать наиболее значимые общие цели и следовать им;

отзывчивость – готовность помочь, отозваться на чужие нужды;

покровительство – защита, заступничество, оказываемые филантропом, меценатом;

самоотверженность – отказ от своих интересов ради других, ради общего блага;

сбор благотворительных пожертвований – любое прямое или косвенное обращение за деньгами, имуществом, добровольными услугами или другими ценностями, предоставляемыми немедленно или с отсрочкой, при условии, что они будут использованы для благотворительных целей;

сборщик пожертвований – доброволец, волонтер;

сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем, горем людей;

участники благотворительной деятельности – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели;

филантроп – лицо, занимающееся филантропией, благотворитель;

филантропия – человеколюбие, благотворительность, благотворительная деятельность, социальная поддержка, покровительство и защита обездоленных граждан из милости (нищих, бездомных, неимущих, малообеспеченных, инвалидов и других, нуждающихся в посторонней помощи);

человечность – отзывчивость, гуманность.

Как видно, большинство понятий создателями проекта совершенно не дифференцируется. Хотя в научной литературе, особенно в области истории и теории социальной работы, все категории, отражающие специфику благотворительной деятельности, давно конкретизированы, уточнены их понятийное ОГЛАВЛЕНИЕ и синонимичность.

Благотворитель трактуется в проекте Федерального закона как гражданин (филантроп, меценат, доброволец), в убыток себе представляющий ресурсы для осуществления благотворительности, что, на наш взгляд, также не соответствует реальной практической действительности. Имеется в виду, что никто из благотворителей не работает себе в ущерб или в убыток.

Нельзя также, на наш взгляд, эти три понятия воспринимать как синонимы, поскольку меценат – это лицо, оказывающее покровительство в области литературы, науки, реже искусства; доброволец – тот, кто реализует себя в практической (нередко разовой) безвозмездной общественно полезной деятельности; а понятие "филантропия", будучи прямым переводом с греческого (антропос – человек, филео – люблю), отражает только философскую категорию человеколюбия и может вовсе не предполагать какой-либо практической деятельности.

Понятие "волонтер" заимствовано из французского языка и означало лицо, добровольно поступившее на военную службу. Оно, на наш взгляд, совершенно синонимично понятию "доброволец". Но не может идентифицироваться с понятием "благотворитель".

Сам же термин "благотворительность" ("благотворитель) появился в России только в XIX в. как перевод с французского понятия, введенного в оборот аббатом Бернаденом де Сен-Пьером с целью развести конфессиональную и светскую (т.е. со стороны частных лиц) помощь нуждающимся. Причем в Императорской России благотворительность имела следующие формы: частную (со стороны какого-либо конкретного лица, например, родильный приют Абрикосовых), общественную (Общество вспомоществования бедным ученым и литераторам) и общественно-государственную (Ведомство учреждений Императрицы Марии).

Понятия "защита", "поддержка", "благотворительность", "филантропия" давно "разведены" в научной литературе с учетом специфики участвующих субъектов, объектов, форм помощи и ее характера. Кроме того, само употребление слова "из милости" изначально закладывает пренебрежительное отношение к перечисленным категориям благополучателей и будет восприниматься ими как унижение их человеческого достоинства.

За рубежом вместо понятия "благотворительность" чаще говорят о "филантропии". В Большом энциклопедическом словаре указывается, что это то же, что и благотворительность.

Под термином "меценатство" принято понимать благотворительность в области литературы, искусства, реже – науки.

Тесно связано с благотворительностью понятие "милосердие" – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых). В данном контексте благотворительность понимается как деятельное проявление милосердия.

В начале XXI в. понятие "благотворительность" наполнилось новым ОГЛАВЛЕНИЕм. В предыдущие исторические периоды, как следует из анализа многочисленных источников, этот термин чаще всего трактовался, во-первых, как составная часть общественного призрения и, во-вторых, как частная помощь имущего лица. В постсоветском пространстве взгляды исследователей предметно-номинативных интерпретаций имеют большой разброс. Так, большинство исследователей считают по-прежнему, что благотворительность – частная помощь нуждающимся. Однако отмечается, что ей стал свойствен некий меркантилизм. Это подтверждается и появлением новой терминологии, например, использованием все чаще понятия "спонсорство". Следует уточнить, что многие этот термин ассоциируют с благотворительностью. Однако, на наш взгляд, спонсорство имеет к ней отношение лишь отчасти. На самом деле, по сути, это коммерческое вложение денег с дальним расчетом получения какой-либо выгоды.

Довольно часто в современной литературе встречается термин "добровольчество". Добровольчество (волонтерство), по нашему мнению, синонимы благотворительности. По семантике они отличаются от спонсорства именно бескорыстным выполнением принятых на себя обязанностей.

Волонтерство при всех своих плюсах имеет серьезный изъян: одного желания помочь ближнему по доброте душевной, без необходимых для этого знаний и навыков недостаточно. Для не обремененного никакими, кроме нравственных, обязательствами волонтера проблематично еще и приобретать необходимые знания (по уходу за больными, работе с детьми и т.д.). Эта "необремененность обязательствами" чревата бессистемностью, определенной ненадежностью, особенно если волонтеры – молодые люди.

Добровольчество в постсоветском пространстве – бескорыстная помощь слабым и беззащитным, очень часто – форма служения Богу. Однако "идеи бескорыстной помощи" значительно шире религиозных рамок. В связи с этим уместно напомнить высказывание известнейшего американского исследователя некоммерческого сектора Лестера Саламона, заметившего, что "религиозные корни благотворительного сектора с упором на пожертвования сейчас должны уступить место новым росткам, делающим акцент на авторитет, самореализацию, самопомощь и даже самоинтерес"[4].

В свою очередь, не существует единообразного определения понятия социальной работы[5]. Так, Е. И. Холостова говорит о социальной работе как об организационной, социально-педагогической и управленческой деятельности, представляющей особый социальный механизм, способный компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества. В русских интерпретациях указанных отечественных теоретиков социальной работы Б. Леннеер-Аксельсон и И. Тюлефорс под социальной работой понимают единство структурной и психосоциальной деятельности, в которой общественная организация и совершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента. Г. Бернер и Л. Юнсон социальную работу рассматривают как одну из форм деятельности, направленную на достижение индивидуальных или общественных изменений. Ш. Рамон и Т. Шанин говорят о социальной работе в контексте организации личностной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы обеспечить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, что характеризует ее как сложное явление общественной жизни.