Лекция 4 КАРТИНА МИРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• смысл философских понятий "картина мира" и "мировоззрение";

• виды мировоззрений;

• соотношение картины мира и мировоззрения;

уметь

• осмысливать и формулировать личные мировоззренческие установки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;

• применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем юридической теории и практики;

• самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;

владеть навыками

• определения мировоззренческой роли достижений и открытий в области юриспруденции для разрешения социальных противоречий, предотвращения правонарушений и их разрешения, если они возникают;

• мировоззренческого обоснования профессиональных научно-исследовательских программ в области юридических наук;

• работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания и раскрывающими происхождение, развитие различных картин мира.

Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного отражения реального мира. Оно позволяет раскрыть и сформулировать ОГЛАВЛЕНИЕ картины мира, мировоззрения, закономерности развития неживой и живой природы. Философское знание, освоенное человеком, вооружает его видением общих проблем бытия, дает понимание его места в этом мире, а также средств и способов познания последнего и его преобразования в интересах социального прогресса и своего гармоничного развития.

В данной главе будет раскрыто ОГЛАВЛЕНИЕ мировоззрения, его типов, а также общих законов развития природы, общества и человеческого мышления.

Виды мировоззрений и картин мира

Мировоззрение сложный феномен, результат человеческой практики, человеческого познания и сознания, который охватывает процессы миросозерцания, миропонимание и мировосприятие.

Мировоззрение включает в себя следующие компоненты: а) видение человеком окружающего мира; 6) оценка качественных и количественных параметров природы; в) осознание своего места в мире; г) отношение человека, в том числе и практическое, к окружающей действительности во всем ее многообразии.

Мировоззрение связано с упорядоченным целенаправленным отражением в сознании человека многообразия освоенных им (в той или иной мере) явлений, процессов и отношений бытия. Наконец, мировоззрение играет важнейшую роль в деятельности человека, в его практических взаимодействиях с доступными ему на данный момент фрагментами мира. Словом, осмысление мировоззрения предполагает раскрытие его содержания и типологию (рис. 4.1).

С момента "обнаружения" себя в окружающем мире человеку пришлось осмысливать, что собой представляет реально существующий мир, позиционировать свое место в нем. В содержательном плане для этого необходимо было искать ответы на вопросы о сущности окружающего мира, о природе самого человека, об отношениях человека к окружающей его действительности, о том, что разделяет и объединяет их, и о том, как следует вести себя в этом мире. Реальная практика человеческого бытия детерминировала развитие у него мироощущения, миросозерцания, мировосприятия, миропонимания. В ходе практически-преобразовательной деятельности человек стал подмечать в окружающих его явлениях и процессах закономерные связи, взаимодействия. Некоторые из них были восприняты людьми как результаты внутренней активности, чьей-то относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Последовал вывод о том, что человек не только познает и осваивает мир, но и сам является объектом исследования, наблюдения и воздействия.

В центр внимания людей включались многие соотечественники, которые достигали успехов в разных сферах жизни формировавшихся сообществ. Оставаясь в человеческой памяти и в представлении следующих поколений, они приобрели статус "героев", наделенных сверхчеловеческими способностями. Им приписывали невероятные подвиги. В воспоминаниях, рассказах о них переплетались реальные дела, образность, выдумка, которые достаточно часто приобретали фантастические формы.

Так возникли мифы, различающиеся у разных культурно-этнических общностей по содержанию, совокупности мифологических существ [1].

Миф в современном его определении — это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно- наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

Рис. 4.1. Мировоззрение и его типы

Мифы можно считать основой мифологии и первым типом миропонимания,, "зачатком" мировоззрения, ибо в них наличествовала относительно стройная система воззрений на мир, представление о мире, а также отношение человека к миру. Миф отличает простота сюжета, согласно которому человек вступает во взаимодействие с очеловеченной природой и фантастическими существами. Все, что было изложено в мифах, не могло подвергаться критике, принималось за факты действительности, являлось образцом мировосприятия и поведения. Мифологические познание и сознание характеризовались принятием к практическому руководству не наблюдаемых в реальности образов, картин, рожденных воображением человека и выступающих в качестве "неопровержимых фактов бытия". Такое сознание стирало грани между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, подменяло причинно-следственные связи правдоподобными аналогиями и поверхностными объяснениями.

Мифология (от греч. mutos — предание, сказание и logos — слово, рассказ) — тип мировоззрения, отличающегося чувственно-образным некритическим восприятием индивидуальным и массовым сознанием мифов, ОГЛАВЛЕНИЕ которых принимается как священное, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.

В ходе развития мифологического мировоззрения и мифологии как системы мифов в человеческом сознании крепла убежденность в реальности и могуществе сверхъестественных сил, волей которых детерминированы процессы действительности и жизнь самого человека. Возник и стал выделяться в отдельные нормативно-ценностные регулятивные системы элемент поклонения этим силам.

Первоначально в качестве предмета поклонения выступали тотемы, которыми были, как правило, животные или растения, считающиеся покровителями той или иной группы людей или рода. Также существовали фетиши, в качестве которых выступали неодушевленные предметы, наделенные в представлениях верующих в них сверхъестественными, сакральными свойствами, которые, однако, в определенный момент развития человеческой практики и знаний девальвировались. Их место заняли сверхъестественные нематериальные всесильные "сущности", которые, как правило, непосредственно не были связаны с природой, ибо сами являлись ее "творцами". Между этими существами возникала определенная иерархия. Люди искренне верили в их способность контролировать компоненты природы, причем как реально существующие, так и вымышленные, например, подземное царство. Различные сверхъестественные сущности могли "заведовать" той или иной сферой деятельности человека или распространять свое покровительство на крупные области, где люди проживали. Таким образом, весь окружающий мир был поделен между совокупностью божеств, которые в зависимости от их статуса обладали большими или меньшими сверхъестественными полномочиями. Это был политеизм.

Стали возникать представления и о единственном могущественном Боге, способном единолично определять абсолютно все происходящее в природе и обществе. Люди безраздельно доверяли и поклонялись Ему. Так утверждался монотеизм и формировался еще один тип мировосприятия, мировоззрения — религиозный. В данном мировоззрении, как и в мифологическом, чувственный аспект в отношениях к действительности преобладал над рациональным. Однако главным отличием религиозного мировоззрения являлась безграничная вера в сверхъестественное идеальное начало — Бога, в его всесильность и вездесущность. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости от Бога и безоговорочное поклонение Ему.

Среди ранних монотеистических религий наиболее известны иудаизм, индуизм, буддизм, сложившиеся до нашей эры. В начале первого тысячелетия сформировалось христианство, а потом — ислам.

Религиозное мировоззрение (лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — это система взглядов, которой свойственен жесткий догматизм, хорошо разработанная совокупность моральных канонических заповедей,

определяемых верой в существование сверхъестественной сущности Божества, обусловливающего бытие окружающего мира и жизнь человека.

Круг проблем, решаемый религиозным мировоззрением, существенно не отличается от проблем, решаемых мировоззрением мифологическим. Однако характер их решения в рамках религии более строг и однозначен. Религиозные системы, прежде всего мировые религии, органичнее мифологических и совершеннее их в структурном плане. Они более строго и детально регламентируют жизнь человека. Помимо онтологической, идеологической, воспитательной функций, свойственных и мифологии, религии реализуют оценочную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие функции.

Вместе с тем в решении фундаментальных мировоззренческих вопросов о мире, обществе, познании человек уже в древности опирался не только на мифологические традиции, религиозные ценности и нормы, но и нерациональное знание. Это было обусловлено совершенствованием производства, созданием многообразных материальных и духовных ценностей. Развитию рациональных знаний способствовало появление все новых видов специализированной деятельности: животноводства, земледелия, медицины, возведения крупных инженерных сооружений.

Важную роль играло развитие искусств и ремесел, а также социальная экспансия, реализованная в экономических, политических, культурно- информационных отношениях с соседними и "дальними" странами и принимавшая различные формы: от путешествий и торговых экспедиций до войн. Дальние морские и сухопутные походы, военное противоборство требовали организации производства различных технических устройств, транспортных средств, строительства коммуникаций и т.д. При решении этих задач возникали многие вопросы, которые невозможно было разрешить в рамках мифологии и религии. Все более очевидной становилась необходимость формирования рационального осмысления действительности, тем более что рациональные знания оказывали существенное влияние на социальную практику, сознание. Они стали первыми элементами науки и, помимо прочего, требовали обобщения, систематизации. Постепенно сформировалось осознанное стремление целостного восприятия мира на основании именно этих знаний. Мировосприятие все больше базировалось на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на более логичных теоретических выводах, все чаще подтвержденных эмпирическим опытом.

Так складывался рациональный тип мировоззрения, т.е. собственно то, что сейчас и называют мировоззрением. Оно включает систему взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение человека к окружающему миру, обществу, самому себе, раскрывающих место и роль человека в этом мире, а также формулирующих средства и способы познания, преобразование мира и самого себя.

В мировоззрении обычно выделяют два уровня: 1) образно-эмоциональный; 2) понятийно-категориальный, рационалистический. Мифологический и религиозный типы мировоззрения в большей степени носят эмоционально-образный характер. В отличие от них рационалистический тип мировоззрения основан, прежде всего, на рациональном мышлении

и представляет собой логически обоснованные системы взглядов и оценок действительности, некоторое соединительное образование на пути к философскому мировоззрению.

Однако философским, в полном смысле слова, рационалистическое мировоззрение стало далеко не сразу. Более того, несмотря на определенные преимущества перед другими типами, философское мировоззрение не исключает, а скорее предполагает наличие и развитие других мировоззрений, ведь философия "питает" себя достижениями других видов знаний и мировоззрений. К тому же предшествующие философскому мировоззрению ранние его типы со временем не исчезли. Важно, что иные типы мировоззрения в той или иной мере включати и включают в себя элементы философского, поскольку представляют собой обобщенное отражение реальности и проявляются в отношении людей к окружающей действительности, основанном на вполне определенных принципах.

Сказанное позволяет сделать вывод, что философия без мировоззрения и мировоззрение без философии не существуют. Обусловлено это тем, что философия использует проверенный общественной практикой понятийно-категориальный аппарат, научные знания, отличается логичностью выводов, а также критическим отношением к собственному содержанию. Философия осмысливает не только мир, существующий сам по себе, но и значение этого мира для людей. Она рассматривает вопросы смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, должного и сущего и т.д. Данные признаки соотносят философию с наукой, мифологией, религией и, естественно, предопределяют включенность философских воззрений в разные типы мировоззрений, позволяют выделить характерные черты собственно философского мировоззрения и сформулировать его.

Во-первых, следует сказать, что философское мировоззрение основано на предельно обобщенном знании и поэтому обладает многоаспектностыо, способностью проявляться самым различным образом, аккумулировать накопленный людьми опыт.

Во-вторых, в нем в концентрированном виде должен отражаться как уровень развития отдельного общества, самобытной цивилизации, так и человечества в целом.

В-третьих, философское мировоззрение способно не только выявить то всеобщее, что присуще мифологической картине мира, религиозной предопределенности трактовки бытия, но и выдвинуть различные, порой противоречащие друг другу идеи рационального и иррационального возникновения и развития мира, места человека в нем, роли людей в познании и преобразовании этого мира. Обусловлено это тем, что философия включает в себя все значительные сведения о реальности, но через их критическое осмысление, непрерывное приращение нового, через отрицание отрицания, приобретение качества через количественные изменения.

В-четвертых, в ОГЛАВЛЕНИЕ философского мировоззрения будут включены предельно общие ответы: о вечном и временном; о беспредельном и конечном; о единичном и неисчислимом; о возвышенном и низменном; об истине и заблуждении; о справедливости и обмане; о совершенстве и примитивности и т.д.

В-пятых, данное мировоззрение не может не рассматривать, нс оценивать, не определять и всю Вселенную, и отдельного человека; и причины, источники развития мира, и его будущее; и что такое добро, и что такое зло; и что такое прекрасное, и что есть безобразное; и что такое человек, и что есть смысл его жизни; и что такое неживая природа, и как возникло живое и жизнь.

В-шестых, очевидно и то, что философские мировоззренческие построения в соответствии с "партийной" принадлежностью обусловлены соответствующими для конкретной философской партии, школы принципами, а также логикой присущего им выводного знания. При этом каждая партия и школа в процессе своего исторического развития ранее сформулированные образы и модели мира, место человека в этом мире не сможет отвергать. В ранее сформированные концепции будут добавляться новые "штрихи".

В-седьмых, философское мировоззрение во взаимосвязи разных "партий" и школ позволяет на уровне общего и всеобщего осознать ОГЛАВЛЕНИЕ закономерностей бытия, сущность его важных компонентов на основе разнонаправленности подходов.

Конечно, в каждой философской партии, школе всегда будут присутствовать субъективно трактуемые выводы конкретных наук, что не исключает, а предполагает возможность больших групп философов и разделяющих их позиции представителей общества придерживаться каких-либо "самостоятельных" философских мировоззренческих концепций. Именно так появлялись и утверждались, например, такие мировоззренческие взгляды, как фрейдизм, марксизм и т.д.

Выделенные признаки и черты философского мировоззрения придают ему культурологическую значимость, позволяют говорить о том, что его необходимо осмысливать всем, кто активно занимается научными, в том числе и юридическими исследованиями, кому небезразлично настоящее и будущее своей страны, человечества и самого себя, а также помогают сформулировать его определение.

Философское мировоззрение — это теоретический уровень мировоззрения, наиболее систематизированная, максимально рационализированная и предельно общая система взглядов человека на мир, признающая субстанциональную основу бытия, позволяющая сформулировать целостную картину мира, определить роль и место в нем человека, а также средства и способы его познания и преобразования.

В генезисе философского мировоззрения можно выделить три основные стадии его эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм — это совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил (Космоса) и согласно которым все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Данная система философских взглядов была свойственна мыслителям Древней Индии, Древнего Китая, а также стана достаточно распространенной в Древней Греции.

Теоцентризм — совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы Бога.

Данная система философско-религиозных идей была сформулирована философами, которые придерживались религиозных взглядов, и распространена в странах средневековой Европы.

Антропоцентризм совокупность идей и взглядов, основывающихся на философском мировоззрении, в центре которого стоит проблема человека и ценностью человека определяется сущность мира и его будущее.

Данная система философских взглядов сформировалась в странах Европы эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также присуща некоторым современным философским школам. Нельзя не отметить, что во все времена развития философской мысли человек был в центре ее внимания. Более того, все философские мировоззренческие построения — это результат мыслительного творчества людей, т.е. антропоцентризм всегда присутствовал в них. Это справедливо и в том случае, когда речь идет о религиозном мировоззрении. Даже в "полностью" теоцентричных религиозных философских мировоззренческих системах наличествует антропологизм. Действительно, человек есть центральная и самая "ответственная" в силу присущей ему рефлексии фигура среди всех творений Бога. Другими словами, антропоцентризм как тип мировоззрения относительно самостоятелен, ибо его признаки присутствуют и в других мировоззренческих построениях.

В рамках двух основных философских партий, которые приобрели свое статусное положение по решению "основного вопроса философии", сформировались такие мировоззренческие построения, как материализм и идеализм.

Материалистическое философское мировоззрение — это совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит признание материи в качестве сущностной основы субстанции, а весь мир в его многообразии есть движущаяся и развивающаяся материя, обоснование вывода о том, что сознание — свойство высокоорганизованной материи.

Идеалистическое философское мировоззрение это совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит утверждение, что исходным началом реального бытия всего сущего является не материя, а ее противоположность: идея, мировой разум, дух, абсолютная идея.

Как видим, это два противоположных по природе своего формирования типа философского мировоззрения. Если мы придерживаемся идеалистического мировоззрения, то практически становимся на позиции религиозного мировоззрения и "лишаем" человека его творческого содержания, ведь все предопределено высшей идеей и ею следует руководствоваться в своей жизни.

Если же мы принимаем материалистическое понимание мира, человека, его сознания, то обращаем свой взор на самих себя, на свои возможности в реальном познании всего существующего, определении своего места в этом мире, а также на то, как организовать себя, человечество, чтобы сохранить жизнь и обеспечить человечеству социальный прогресс. Человек — высший этап в развитии природы, и смысл его бытия состоит в том, чтобы обеспечить каждому и всем позитивное будущее, раскрыть себя в подлинно человеческом предназначении. Вне этого положения невозможно понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании.

Мировоззрение и философское мировоззрение непосредственно связаны с таким феноменом мышления, как картина мира. Эго обусловлено тем, что мировоззрением создается совокупность представлений о бытии, структуре действительности, ее реальном функционировании и развитии. Значимый вклад в формирование картины мира привносит философское мировоззрение, так как оно являет, как было отмечено, наиболее обобщенное и одновременно интегрирующее знание.

Картина мира - эго упорядоченная совокупность представлений о природе, сущности и структуре объективной реальности, формах, способах и закономерностях ее возникновения, становления и развития, сформированных на основе исходных мировоззренческих идей, взглядов, принципов, а также опыта, накопленного человечеством.

Очевидно, что как исторически изменяющийся характер знаний, так и общественная практика, обусловливают построения отличающихся друг от друга картин мира, которые сменяют и дополняют друг друга. Большую роль в этом играют уровень развития общества, его культуры, науки, производства, а также мировоззренческие взгляды людей. Любой человек формирует такой вселенский образ, который в наибольшей степени соответствует его мировоззрению, культуре, потребностям и интересам. Формируя картину мира, люди определяют свое место в пей, свои возможности и предназначения, свой смысл бытия.

Вместе с тем картина мира, формируясь в мыслях, превращаясь в определенный образ, становится средством онтологизации представлений о реальном мире, и, следовательно, детерминирует активность человека, направленность и характер его целесообразной деятельности.

В общественном сознании также создаются картины мира. Правда, они формируются в рамках конкретных форм общественного сознания и этим объясняются не только их различия по видам знания, но и их практическая действенность. Одни раскрывают содержательные и структурные элементы существующего мира, другие призывают верить в "божественные" намерения, одни выявляют материально-экономические основы человеческого бытия, другие — его социально-политическую организацию.

В рамках философского подхода к характеристике картин мира рассмотрим религиозную картину мира, научную картину мира, собственно философскую картину мира. Основные различия между ними определяются двумя основными критериями:

1) выделение основных противоречий, которые являются причиной и источником развития всего существующего и которые человечеству следует разрешать;

2) основные идеи, которые включены в состав картины мира и предназначены для разрешения выделенных противоречий.

Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических воззрений и основывается на представлениях о том, что создателем всего сущего является творец, который есть все, и он в каждом из нас. Мир сотворен но замыслу высшей сущности, которая трансцендентальна.

Характерным для религиозной картины мира является то, что она не является "целостной" системой знаний. Дело в том, что каждая созданная существующими ныне религиозными воззрениями картина мира имеет "своего" творца. Более того, так как в каждом из религиозных воззрений наличествует свой символ веры, то и деяния человека по отношению к творцу и себе подобным имеют свое ОГЛАВЛЕНИЕ, свои принципы и правила "возвышения". Например, буддизм ориентирован на совершенствование личностных черт и свойств, а христианство — на строгое послушание и соблюдение установленных канонов.

Вместе с тем общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях-верованиях, религиозной вере. Центром любой религиозной картины мира является образ бога или богов, а также представление о том, что же является высшей истинной реальностью. Также общим для всех религиозных картин мира является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях объективной реальности, дающая сущностное понимание материального мира как движущейся и развивающейся материи, объясняющая происхождение жизни и человека на основе знаний, которые могут быть проверены, воспроизведены и подтверждены экспериментами.

Научная картина мира — это прямая альтернатива религиозной картине. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась примерно в XVII в. под сильным влиянием идей эволюционизма и опытного естествознания. К основным элементам научной картины мира относят следующие научные знания: о природе, об обществе, о человеке и его мышлении. Все эти знания берутся из естественных, технических, социальных и гуманитарных наук, а также из истории развития человеческого общества и самого человека.

В научной картине мира иногда выделяют общенаучную и частнонаучные картины мира. Они не противоречат друг друг}' и не являются, строго говоря, соотносимыми как часть и целое. Речь идет о другом. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности в процессе развития науки вообще. Что же касается частнонаучных картин мира, то их появление и формирование обусловлено теми или иными частными науками и их ролью в развитии науки и общественной практики. Например, такие пауки, как физика, химия, исследующие физическую и химическую формы движения материи, предопределили формирование соответствующих научных картин мира.

Важнейшая особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе научных знаний, фундаментальных принципов, лежащих в основе положений конкретной научной теории, конкретной науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

Предельно общую картину мира дают философские воззрения. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира философское миро

воззрение отражает в философской картине мира гармоничное взаимодействие компонентов познанного реального мира, человека с его принципиально отличными от всех животных свойствами, выделяет противоречия бытия всего существующего как причины его развития, а также пути и средства их разрешения и будущность человечества.

Философские картины мира также многообразны, но все они строятся вокруг отношений "мир — человек" или "человек — мир". В зависимости от соотношения исходных начал "мир — человек" выделяют объективистскую и субъективистскую картины мира.

Объективистские построения картин мира, независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, считая, что он объективен. Субъективистские концепции, в противоположность объективистским, полагают, что мир есть творение "я", а вся иная действительность преломляется через это уникальное субъективное "я". В данном случае возникает проблема поиска ответа на вопрос о том, что в мире есть, наличествует от нас, а что — от самого мира.

На протяжении всей истории развития общества религиозная, научная и философская картины мира находились в сложных взаимоотношениях. Каждая из них претендовала на свою исключительность. Только во второй половине XX в. стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свой приоритетный статус и право на истинность в противовес воззрениям "конкурентов". Дело в том, что на данном этапе развития науки и общественной практики вполне допустимо сосуществование всех картин мира в едином универсуме человеческого знания.